Желающих покупать алкоголь в интернете стало меньше

А более 40% опрошенных даже не знают о запрете онлайн-покупки спиртного
Максим Стулов / Ведомости

В России снизилось число тех, кто хочет покупать алкоголь онлайн, следует из исследования Romir, с которым ознакомились «Ведомости». Сейчас такой опцией хотят пользоваться чуть больше половины россиян (54%), а годом ранее этот показатель составлял 63%, следует из исследования Romir (предыдущее исследование опубликовано на сайте аналитического бюро).

В 2022 г. больше всего появления этой услуги ждали клиенты магазинов «Красное и белое» (52%), «Пятерочка» (34%) и Ozon (26%), говорилось в прошлогоднем исследовании. Теперь же покупать алкоголь онлайн в сети «Красное и белое» оказались готовы 24% респондентов, в «Пятерочке» – 23%, в Ozon – 22% опрошенных.

Аналитики Romir объясняют снижение доли желающих покупать спиртное онлайн ростом цен на алкогольную продукцию в целом по стране. «Это может быть связано с изменением ассортимента алкоголя и ростом его стоимости в розничных магазинах, что влияет на восприятие всего рынка у людей. Следовательно, такие факторы могут выступать барьером для покупки алкоголя у людей, которые на себе ощутили падение уровня дохода», – пояснил «Ведомостям» представитель исследовательской компании.

Сейчас продажа алкогольной продукции с доставкой домой, когда курьер доставляет покупателю оплаченный на сайте заказ или же принимает оплату за него на месте, запрещена. Покупателям доступна только опция самовывоза алкоголя, когда, сделав заказ заранее, он должен забрать его на кассе самостоятельно, предъявив документы, подтверждающие его возраст.

Как следует из исследования Romir, более четверти опрошенных – 28% – отметили, что имели опыт онлайн-покупки спиртного. А 43% респондентов в принципе не знают, что покупать алкоголь онлайн в России на сегодняшний день запрещено законом, следует из данных опроса. При этом более половины – 51% – считают запрет продажи онлайн «неэффективным способом борьбы с алкоголизмом».

С 2022 г. активно обсуждается возможность либерализации торговли спиртным. Первоначально планировалось провести эксперимент с онлайн-продажей российских вин через «Почту России» с осени 2023 г. Разработкой законопроекта занимался Минфин, весной 2023 г. он был внесен в Госдуму, но в середине июня «РИА Новости» сообщало, что обсуждение законопроекта в парламенте приостановлено.

Также свой законопроект по легализации онлайн-продажи алкоголя направил в правительство сенатор Андрей Клишас, сообщал в середине июня 2023 г. РБК. Он регламентирует продажи всех видов алкоголя в интернете вне зависимости от страны-изготовителя и сайта продажи.

Снижение доли покупателей, которые хотели бы приобретать алкоголь онлайн, обусловлено развитием нелегальной онлайн-торговли, считает президент АКИТ Артем Соколов. «За год изменились и цифры нелегального рынка интернет-торговли алкоголем: объем продаж, по статистике Минфина, достиг 30 млрд руб. Таким образом, существующий спрос на доставку спиртного уже удовлетворяется за счет теневого бизнеса», – считает он.

Интерес россиян к онлайн-торговле алкоголем снижается и потому, что в условиях проведения СВО сам по себе вопрос дистанционной торговли спиртным для покупателей «отходит на второй план», считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. «Резко возрастает количество мужчин с посттравматическим стрессовым расстройством, как и всегда это бывает после участия в боевых действиях. И в таком случае любые дополнительные элементы либерализации алкоголя несут в себе дополнительные риски», – отметил эксперт.

В целом же в условиях повышенного уровня стресса для значительной части покупателей увеличение потребления алкоголя является «традиционным паттерном поведения», продолжил Бурмистров. По его словам, в то время как продажи алкоголя в 2022–2023 гг. в стране растут, наблюдается тренд перехода с крепкого алкоголя в сторону слабоалкогольных напитков. «Россия уже не водочная страна, а скорее пивная», – резюмировал эксперт.