Продажи умных колонок в России выросли более чем в 1,5 раза

Рынок еще далек от насыщения, поэтому спрос будет расти
Максим Стулов / Ведомости

Спрос на умные колонки с голосовыми ассистентами среди россиян в 2023 г. вырос год к году более чем в 1,5 раза (на 65%). Об этом «Ведомостям» рассказали представители оператора фискальных данных «Платформа ОФД» и объединенного ритейлера «М.видео-Эльдорадо». По словам представителя Wildberries, рынок колонок с голосовым помощником показывает рост по рынку в 2–3 раза год к году.

По данным компании «Марвел-дистрибуция», только с января по ноябрь 2023 г. в России было продано порядка 3,4 млн умных колонок, говорит он. Тогда как за весь 2022 год показатель едва перешагнул за 3 млн устройств, отмечает он. Значительная часть продаж пришлась именно на предновогодний период, отметил представитель «Яндекса». По его словам, только за декабрь пользователи купили более 1 млн «Яндекс станций».

По данным «Платформы ОФД», средний чек умных колонок отечественных брендов за прошлый год составил 7590 руб., что на 7% выше, чем в 2022 г. «Они [колонки] достаточно дешевые, от 3000 руб., часто пользователи и даже компании дарят их своим друзьям, родственникам и партнерам», – объясняет гендиректор Telecom Daily Денис Кусков.

По данным «Марвел-дистрибуции», безусловным лидером данного сегмента рынка является «Яндекс» с долей рынка 79,4% в штучном выражении, далее следуют «В контакте» (7,6%) и «Сбер» (5%). Наиболее продаваемыми моделями умных колонок в 2023 г. в штуках в розничной сети «М.видео-Эльдорадо» стали «Яндекс лайт», «Яндекс мини», «Яндекс станция 2», SberBoom Mini и VK Neo.

Продажи «VK капсул» c января по сентябрь 2023 г. увеличились вдвое по сравнению с тем же периодом позапрошлого года, говорит коммерческий директор направления «Умные устройства» в VK Павел Королев.

Продажи умных колонок различных брендов за 2023 г. выросли более чем в 7 раз по сравнению с 2022 г., рассказал представитель «Мегамаркета» (принадлежит «Сберу»). Лидером в категории стал бренд «Яндекс», а именно станции версий «Лайт» и «Мини», уточнил он. Также в 2023 г. на рынке появились умные колонки SberBoom и SberBoom Mini, что добавляет покупателям вариативности при выборе техники, напомнил он. В 2023 г. было продано 1,7 млн умных устройств Sber, четверть из них пришлась на умные колонки, уточнил представитель компании.

Умные колонки остаются лидером по оборотам продаж умной техники, говорит генеральный директор компании «Платформа ОФД» Алексей Баров. Часто потребители имеют не одно, а несколько таких устройств в своем доме, отмечает он. «Массовой популяризации умных гаджетов способствуют довольно низкий порог входа и расширение ассортимента приборов с разными протоколами, особенно российских брендов», – говорит руководитель департамента «Развлечения и гаджеты» «М.видео-Эльдорадо» Алексей Рогозин.

Среди основных причин роста рынка умных колонок генеральный директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров назвал выпуск новых моделей, в том числе наиболее бюджетных.

«Яндекс» выпустил две новые модели умных колонок («Миди» и «Дуо макс»), обновил старую модель «Макс» и сделал ряд продуктов в кооперации с другими брендами, например «Умный дисплей» Xiaomi с «Алисой», напомнил аналитик акселератора Fintech Lab Сергей Вильянов. «Сбер» выпустил SberBoom и SberBoom Mini, а VK в самом конце 2022 г. – «Капсулу Neo», которая продвигалась весь 2023 год, уточнил он.

Покупатели выбирают конкретный бренд, в продукт которого проще интегрировать свои потребности и обеспечить коннект с гаджетами и сервисами, которые у них уже есть, говорит представитель Restore:. В частности, меломаны и киноманы чаще всего выбирают умные колонки «Яндекса», в которые включена подписка на сервисы компании, привел он пример.

Темпы роста обусловлены относительно невысокой степенью проникновения умных устройств в домохозяйствах, отмечает директор подразделения исследований и разработки NotAnotherOne Алексей Пышкин. По разным данным, на конец 2022 г. умными колонками было оснащено лишь 3–5% домохозяйств, заметил он, но не привел данных за 2023 г.

Рынок еще далек от насыщения, поэтому в 2024 г. как минимум сохранится нынешний объем продаж, считает Вильянов. По прогнозам Бурмистрова, в 2024 г. спрос на колонки с голосовым помощником продолжит расти. Среди трендов будут выпуск более бюджетных моделей, а также расширение функциональности, которой «объективно не хватало» и которая сейчас по мере развития искусственного интеллекта будет активно продвигаться, говорит эксперт. «Многое зависит от дальнейшего обновления продуктовых линеек, – уточняет Вильянов. – Например, мощным триггером роста может стать появление стереоколонок, потому что все нынешние, включая топовые продукты, воспроизводят только монозвук, а для стереоэффекта требуют покупки еще одной точно такой же колонки».