Электронику вновь начали брать в кредит

Доля таких продаж у «М.Видео - Эльдорадо» в 2023 году выросла на 5,3 п. п. до 84 млрд рублей
Максим Стулов / Ведомости

Доля кредитных продаж электроники в сети «М.Видео – Эльдорадо» выросла с 10,4% в 2022 г. до 15,7% в 2023 г., или до 84 млрд руб., указано в презентации к отчетности группы по МСФО за прошлый год. В 2022 г. от продаж в кредит сеть получила почти 51 млрд руб. В 2021 г. доля кредитных продаж у ритейлера составляла 14,8%. Таким образом, в прошлом году «М.Видео – Эльдорадо» смогло вернуться к прежнему уровню реализации техники в кредит.

У россиян сформировалась стойкая привычка покупать в кредит электронику и бытовую технику, отмечает генеральный директор Telecom Daily Денис Кусков. Прежде всего речь идет о гаджетах и приборах дороже 15 000 руб., оценивает эксперт. В 2022 г. доля таких продаж сильно просела, поскольку покупатели не понимали дальнейших социально-экономических перспектив, откладывали деньги на черный день и отказывались приобретать дорогостоящие товары, объясняет он результаты «М.Видео – Эльдорадо». В 2023 г. рынок «оттаял», восстановились продажи гаджетов и бытовой техники, и пропорционально спросу выросли и кредитные программы. Скорее всего, в течение 2024 г. тенденция продолжится, ожидает аналитик.

К отчетности «М.Видео – Эльдорадо» стоит относиться с осторожностью и не примерять ее полностью на весь российский рынок, говорит независимый аналитик, автор Vilianov.com Сергей Вильянов. Это связано с тем, что офлайн-розница привлекает более платежеспособную аудиторию 40+, которой важно потрогать товар перед покупкой. Взамен покупатели готовы мириться с более высокой ценой, чем в интернет-магазинах и на маркетплейсах, и брать товары в кредит, считает Вильянов.

Определенный шок был в первой половине и осенью 2022 г., но это влияло скорее на объемы продаж, чем на долю покупок в кредит, уточняет аналитик. По словам Вильянова, как правило, люди инвестировали сбережения в технику, поэтому оплачивали покупки полностью и сразу. Тогда же прекратилось субсидирование покупок главными вендорами, а спустя год производители частично стали возвращаться на российский рынок или стали появляться новые игроки, поэтому возникли выгодные предложения для покупателей, говорит эксперт.

Среди самых популярных флагманских смартфонов по продажам в кредит в 2023 г. были Apple 15 Pro, Samsung S24 Ultra, Xiaomi 14 Ultra, Huawei P60, Honor X9b, уточнил представитель «М.Видео – Эльдорадо». В категории «компьютеры» россияне чаще приобретали игровые ноутбуки, в частности, бренда Thunderobot. В сегменте бытовой техники потребители предпочитали холодильники и стиральные машины марки Haier, говорит собеседник.

Продажи смартфонов в целом по России за 2023 г. увеличились на 25% более чем до 30 млн штук, что сопоставимо с показателями 2021 г., писали «Ведомости» в январе 2024 г. Доля китайских производителей достигла своего исторического максимума на российском рынке – более 75% в количественном выражении и около 50% в денежном. Впервые в тройке наиболее популярных брендов в штучных продажах в России оказались только китайские компании Xiaomi, Tecno и Realme. За ними следовали южнокорейская Samsung, китайская Infinix и американская Apple.

Выручка «М.Видео – Эльдорадо» в прошлом году также начала восстанавливаться после резкого снижения в 2022 г., следует из отчетности. Если в 2021 г. объем продаж составлял 571 млрд руб., то в 2022 г. показатель просел до 489 млрд руб. В прошлом году общий объем продаж «М.Видео – Эльдорадо» в офлайн-магазинах и через онлайн-каналы составил 540,4 млрд руб. 71% от всех продаж пришелся на онлайн-каналы.

Наиболее успешные результаты сеть продемонстрировала в IV квартале 2023 г., следует из отчетности. В последние три месяца прошлого года компания добилась рекордной квартальной выручки от продаж в 181,1 млрд руб., это на 43% больше, чем в тот же период годом ранее. За весь 2023 г. убыток «М.Видео – Эльдорадо» сократился на 30,7% до 7,6 млрд руб. ( в 2022 г. – 5,2 млрд руб.). EBITDA выросла на 49% до 21,5 млрд руб., рентабельность по EBITDA – на 1,4 п. п. до 4,95%.