Какие машины лучше продадутся в 2012 г.

Консенсус-прогноз для российского автомобильного рынка на следующий год – 8% роста, но многие компании опасаются стагнации и режут производственные планы. В оптимистах – производители машин премиум-класса, которые рассчитывают в 2012 г. увеличить продажи на 20–50%
А.Махонин

В этом году рынок новых автомобилей, по предварительным данным, вырастет на 40% примерно до 2,6 млн единиц. Прогнозы на следующий год не слишком радостные, сходятся опрошенные «Ведомостями» топ-менеджеры крупных дилерских компаний, работающих с массовыми брендами. В целом склад нераспроданных автомобилей сейчас практически такой же, как в начале кризисного 2009 года, но ситуацию сдерживает то, что теперь эти машины распределены по большему числу дилеров и, кроме того, сохраняется спрос, объясняет топ-менеджер крупной мультибрендовой группы. Спрос начал снижаться с конца ноября, что вместе с окружающей нестабильностью нервирует участников рынка и побуждает избавляться от стоков, комментирует руководитель ресурса auto-dealer.ru Олег Дацкив.

Самый оптимистичный прогноз роста рынка на следующий год, который озвучивают компании, – плюс 10% к уровню этого года, а, например, GM сообщила дилерам, что ждет снижения продаж в целом по рынку до 2,55 млн автомобилей. Комитет автопроизводителей Ассоциации европейского бизнеса в ноябре заявил, что рассчитывает в 2012 г. на рост продаж в 8% до 2,8 млн автомобилей.

Большинство производителей массовых марок рассчитывают в следующем году увеличить продажи не более чем на 10%, а некоторые вообще не закладывают рост, рассказывает источник в ассоциации «Российские автодилеры». Это неплохо, считает Дацкив: в 2011 г. большинство компаний перевыполнили свои самые оптимистичные планы.

Но даже те, кто ждет роста, урезают планы на следующий год, уверяют дилеры. Корейские и японские марки опасаются падения курса рубля к иностранным валютам, что вынудит их поднимать цены и сделает машины менее доступными, знают дилеры этих марок. Mitsubishi и Suzuki сообщили им о пересмотре предварительного прогноза и сокращении производственного заказа. Mitsubishi в 2012 г. уже не собирается брать планку продаж в 100 000 автомобилей, подтвердил источник в компании – дистрибуторе марки, «Рольф-импорте». Suzuki запланировала на I квартал квоты на Россию всего в 6500 автомобилей – это уровень 2009 г., говорит дилер марки. Квоты снижены из-за сложной экономической ситуации и стоков у дилеров, во II квартале они могут быть увеличены, говорит представитель Suzuki.

Гендиректор компании «Фольксваген груп рус» Маркус Озегович в декабре уменьшил прогноз продаж компании на 2011 г.: компания продаст 210 000 автомобилей (на 4,5% меньше, чем называлось ранее), из которых 130 000 произведено на заводе в Калуге. «АвтоВАЗ» сообщил, что его продажи в 2012 г. могут оказаться чуть ниже, чем в 2011 г. План продаж «Хендэ мотор СНГ» на 2012 г. – 150 000 автомобилей, приблизительно столько же, сколько в этом году, сообщила менеджер по связям с общественностью компании Юлия Тихонравова. Renault планы на 2012 г. не раскрывает, но отмечает, что рост марки ограничен мощностями российского производства, так как 90% продающихся в стране автомобилей выпущены здесь, говорит представитель компании Оксана Назарова.

Сейчас ситуация парадоксальная: при скромном общем прогнозе некоторые марки и дилеры рассчитывают увеличить продажи на 40–50%, замечает Дацкив. Оптимистичные планы на следующий год строят производители дорогих автомобилей, надеясь увеличить продажи не менее чем на 20%, уверяют собеседники «Ведомостей» в дилерских компаниях. Особенно сильно вырасти в следующем году собирается Jaguar Land Rover. «Автомобильный рынок в России вырастет в 2012 г. на 10%, продажи Jaguar Land Rover – на 50%», – сообщил «Интерфаксу» гендиректор компании в России Франк Виттеман. В «Мерседес-Бенц рус» надеются, что премиум-сегмент, как и в этом году, продолжит расти значительно быстрее всего автомобильного рынка, отмечает представитель компании Андрей Родионов. Активный рост премиум-сегмента в России продолжится, уверен и представитель BMW, отмечающий, что на развитых рынках Mercedes-Benz, BMW и Audi занимают совокупно 10–12%, в то время как в России, по данным АЕБ, доля немецкой тройки в январе – ноябре 2011 г. составила 3% (73 234 автомобиля).

Увеличить продажи на 20% до 23 000 автомобилей рассчитывает в следующем году Volvo, рассказал PR-менеджер Volvo Cars Russia Антон Свекольников (в этом марка выросла на 85%).

Дилерская группа «Независимость» планирует рост продаж премиум-марок до 50%, сообщил ее представитель. В ее портфеле много дорогих марок: Audi, BMW, Jaguar, Land Rover, Porsche, Volvo.

Розничное подразделение группы «Рольф» планирует для себя рост продаж в 2012 г. на уровне 10–12%, во что должны внести ощутимый вклад премиум-бренды, признается главный управляющий директор розничного подразделения группы Татьяна Луковецкая (у «Рольфа» есть дилерские центры Land Rover, Audi и Mercedes-Benz). Эти премиальные бренды развивают программы кредитования и trade-in, что в ряде случаев позволяет сделать автомобили класса люкс доступными более широкой аудитории, часть покупателей может переключиться на них с топовых моделей массовых брендов, говорит Луковецкая. Кроме того, судя по всему, у этих брендов есть возможность увеличить квоты на Россию, добавляет она.