Роскошные машины становятся все мощнее в глазах чиновников

Машины мощностью свыше 350 л. с. и недвижимость дороже 300 млн руб. – такие критерии роскоши для дополнительного налогообложения может утвердить правительство. Избежать необходимости платить налог на сверхпотребление с недвижимости будет несложно, предупреждают эксперты
Д.Гришкин/ Ведомости

Глазами богатых. 69

процентов членов РСПП считают роскошью самолеты, вертолеты, яхты и катера. Союз предлагал брать новый налог с недвижимости, которая стоит дороже 50 млн руб. при площади свыше 150 кв. м на человека для квартир и 500 кв. м – для дома (либо если площадь превышает 1000 кв. м).

Налог на сверхпотребление обсуждался на заседании комиссии по бюджетным проектировкам на этой неделе. Ввести его требовал председатель правительства и избранный президент Владимир Путин, в том числе в предвыборных статьях, – для дорогих машин и недвижимости.

Действующая предельная ставка налога на имущество – 2% от инвентаризационной стоимости. Минэкономразвития хотело брать новый налог с недвижимости площадью свыше 1000 кв. м и машин мощностью более 300 л. с. Для недвижимости предлагалась дополнительная ставка от 0,1% кадастровой стоимости, налог для машин оно оценивало примерно в 50 000 руб.

С критерием по машинам Минфин согласился в проекте основных направлений налоговой политики (копия есть у «Ведомостей»), которые и обсуждались на комиссии. А вот роскошную недвижимость предложил определять не по площади, а по стоимости – повышенный налог должен вводиться, если вся недвижимость, принадлежащая человеку, стоит дороже 300 млн руб. Ставки в документе не указаны.

На комиссии обсуждалось предложение Минфина по недвижимости, но окончательных решений не принято, говорят два участника заседания. Вводиться налог будет после проведения массовой кадастровой оценки, ставка – до 0,3% с совокупной стоимости всех объектов. А вот мощность, позволяющая назвать машины роскошными, может быть увеличена до 350 л. с. Машины не должны быть совсем старыми, говорит один из собеседников «Ведомостей».

Конкретные ставка и возраст машин не обсуждались, говорит другой. Окончательных решений не принималось, обсуждение продолжается, сказал пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. На вопрос о ставке налога, возрасте и мощности машин он не ответил.

Росреестр только проводит кадастровую оценку недвижимости, замечает замруководителя Федеральной налоговой службы Светлана Бондарчук: есть данные по 12 регионам, в каждом не более 600 объектов дороже 300 млн руб., причем без разделения владения между физическими и юридическими лицами. Сделок с жилой недвижимостью ценой от $10 млн по столичному региону примерно 15–20 в год и, может быть, 1–2 по Петербургу, говорит управляющий директор агентства «Усадьба» Наталья Кац. По данным компании IntermarkSavills, средняя цена квартиры из топ-100 по Москве в I квартале 2012 г. составила $11 млн (диапазон – от $3,4 млн до $30 млн); средний бюджет загородного дома из первой сотни – $25,5 млн (в 2011 г.).

Но фактическая стоимость не всегда совпадает с указанной в документах, знает Кац, а главное – такая недвижимость часто оформляется на фирму, возможно офшорную. По оценкам Кац, сейчас примерно половина сделок с такими объектами происходит с участием иностранных компаний.

Риска массовой перерегистрации дорогого жилья на офшорные компании Бондарчук не видит: ставка для физлиц по новой системе будет гораздо ниже, чем для организаций. А дробить владение сверхдорогой недвижимостью между родственниками решится далеко не каждый, считает Бондарчук.

Двигатель мощностью более 350 л. с. ставится на многие тяжелые и люксовые вседорожники (Nissan Patrol, Cadillac Escalade, Jeep Grand Cherokee, Land Rover Range Rover и проч.) и на большинство представительских автомобилей (BMW 7er, Mercedes S-klasse, Lexus LS460, Hyundai Equus и др.).

В России может продаваться несколько десятков тысяч таких автомобилей в год, считает руководитель auto-dealer.ru Олег Дацкив, введение налога на роскошь вряд ли отразится на спросе – покупатели знают, на что идут. Он рекомендует при расчете налога использовать не только мощность, но еще и цену продажи автомобиля. Через 5–7 лет такой автомобиль уже будет стоить не 4–6 млн руб., как сейчас, а 0,7–1 млн, и купить его смогут относительно небогатые люди. В России ездит много машин с таким литражом еще с 1990-х, продолжает Дацкив, они совсем уже не относятся к атрибутам роскоши.