Автомобильная Европа впала в пессимизм

Европейские автопроизводители разуверились в домашнем рынке: их финансовые результаты в 2012 г. окажутся хуже прогнозов, да и будущее не сулит ничего хорошего. А вот замедление экономического роста в Китае автопроизводителей не беспокоит
Alessia Pierdomenico/ Bloomberg

В этом году западноевропейский автомобильный рынок сократится на 8%, заявил на Парижском автосалоне президент PSAPeugeot Citroen Филипп Варен, продажи во Франции снизятся на 12%. «Европа стагнирует», – констатирует он. С 2007 г. продажи в Западной Европе сократились на 25%, а в Южной Европе ситуация еще хуже: в Испании рынок упал на 60%, в Италии – на 45%. Французский рынок, по данным Варена, за тот же период сократился на 10–15%, немецкий остался на том же уровне. «Нужны структурные перемены», – уверен Варен.

«2013 и 2014 гг. будут очень сложными», – вторит ему гендиректор Fiat Серджио Маркионне, который председательствует в Ассоциации европейских автопроизводителей (АСЕА). По словам Маркионне, согласованная позиция ACEA заключается в том, что надо ограничить действие трудовых договоров: «Мы все равно должны инвестировать – другого выхода у нас нет. Лучшее, что в этой ситуации могут сделать национальные правительства, – подстегивать конкуренцию».

По словам Маркионне, одна из главных проблем, стоящих перед европейскими производителями, – избыточные мощности. Их необходимо сокращать, но для этого требуется политическая воля на национальном и европейском уровне. «Иначе вместо тех прекрасных машин, что вы видите на салоне сейчас, через пять лет будут только серые страшные «Трабанты», – заключил Маркионне.

«Я не знаю, нужно ли просить политиков о помощи, – говорит президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон. – Но мы в АСЕА просим политиков хотя бы не блокировать [меры производителей по стабилизации] ситуации. Не думаю, что кто-то отважится на прогноз, что следующий год в Европе станет годом роста. Надо настраиваться на долгий период восстановления».

Daimler понизила прогноз доходов на 2012 г. для Mercedes-Benz из-за падения западноевропейского рынка и замедления роста в Китае. Гендиректор Daimler Дитер Цетше согласен, что европейский рынок слабеет, но надеется, что в будущем году удастся увидеть горизонт.

Гона не беспокоит замедление темпов роста китайского рынка: у страны очень здоровые финансы, а рынок по-прежнему далек от насыщения. Даже рост в 7% означает 1 млн новых машин в Китае и кто-то должен их произвести, говорит президент альянса Renault-Nissan. «США тоже не повод для беспокойства безотносительно того, кто выиграет президентские выборы, – продолжает Гон. – Главный источник для волнений – Европа, следом Япония».

А в Европе, по мнению Гона, главная проблема – не избыточные мощности и не долговая ситуация в еврозоне, а конкурентоспособность и быстро эту фундаментальную проблему не решить. Ситуация же с избыточными мощностями сильно разнится от компании к компании – и компании должны решать ее, исходя из своих конкретных условий.

Россия, по словам Гона, в 2011 и в 2012 гг. – один из самых быстрорастущих рынков для альянса. «Я очень оптимистичен в отношении перспектив альянса в России», – заключил он.

Париж