Что показывают и продают на салоне ретромобилей в Париже

Корреспондент «Пятницы» осмотрел болид 1928 года, Fiat, положивший начало сексуальной революции в Европе, и другие автомобильные раритеты
Гоночный Benz с мотором 12 литров, 120 л.с., 1908 г./ Г.Анисимов/ Ведомости

Porsche, отмечающая 50-летие 911-й модели, представила в Париже большую заводскую экспозицию

Peugeot 601 Eclipse,1934 г.

«За этими машинами прежние владельцы следили так тщательно, что после торгов на них можно хоть на ралли отправляться»

А его можно прямо сейчас завести? – возле роскошного старого мотоцикла группа невзрачных мужчин на ломаном французском пытают сотрудника аукционного дома Artcurial Motorcars. – Он вообще работает?» Аукционист Пьер Новикофф невозмутимо откручивает пробку бензобака и, убедившись в наличии жидкости, старается прокрутить ногой стартер, нажимая одновременно на многочисленные хромированные рукоятки руля. Коллекционная техника поддаваться не желает. Тогда Пьер, чья обязанность «знать все про автомобили», выставленные на торги, вызывает механиков. Повозившись пару минут, они запускают мотор Moto Guzzi 500 C2V 1928 года выпуска. Плотное облако сизого дыма вырывается из застоявшегося без дела механизма и повисает в заставленном старинными машинами павильоне выставки Rétromobile, которая проходила в Париже на прошлой неделе. Настойчивые мужчины поспешно отходят, и не поймешь, довольны они или нет. Впрочем, так и должны себя вести потенциальные покупатели, рассчитывающие на хорошую скидку.

На экспозиции аукциона, отгороженной от остальной выставки, к капризам посетителей относятся с гораздо бóльшим вниманием, чем в другой части павильона, где собраны просто коллекционные автомобили. «Как правило, автомобили, оригинальные или отреставрированные, находятся в рабочем состоянии, – говорит Новикофф. – За многими машинами, даже самого почтенного возраста, прежние владельцы следили так тщательно, что после торгов на них можно хоть на ралли отправляться». В этом году на торги выставлено 115 машин и 25 мотоциклов. Хитом аукциона стал Talbot-Lago T150 C 1938 года – болид в кузове «торпедо», уцелевший в десятках ралли и трижды выходивший на трассу «24 часа Ле-Мана».

Звезда второй величины – купе 1953 года Fiat 8V Vignale, первый из 13 экземпляров модели с авторским кузовом знаменитого итальянского ателье. Кроме изящества форм эта машина прославилась тем, что именно на ее капоте начали позировать красотки в бикини, обозначив тем самым начало сексуальной революции в Европе. И здесь не обошлось без Ferrari, только не привычного красного цвета, а серо-зеленого. Редкий, почти полностью оригинальный кабриолет 250 GT Pininfarina 1962 года выпуска с пробегом 15 000 км с поизносившимся салоном сменил всего одного владельца и рукоятку на двери. Точно такую же деталь, как выяснил хозяин, ставили на Renault Floride, и он не стал заказывать ее на Ferrari. Сейчас машина отпирается ключом от Renault.

К каждому экспонату прилагается своя история. «Очень важна чистота происхождения машины, – поясняет Пьер Новикофф, – это имеет огромное значение для стоимости старичка». Цена определяется не количеством лошадей под капотом, а уникальностью экземпляра, его пробегом и состоянием, а также личностью прежнего владельца. Шоу-стоппер нынешнего аукциона – Ferrari Testarossa, принадлежавшая Алену Делону, – «свежачок» 1989 года с пробегом 19 000 км. Огненно-красная Ferrari 365 GTB/4 Daytona (1972 г.), на которой ездил режиссер Клод Лелуш, и скучноватый Mercedes-Benz 450 SEL, который водила бунтарка Франсуаза Саган.

На аукционе хотели продать даже истребитель Mirage V, но без турбины: он встречал посетителей у входа. Там же, на улице, можно понаблюдать за причудливым механизмом первого французского паровоза, который ездит между павильонами по специально проложенным рельсам.

Интересные машины из заводских коллекций выставляют три главные французские марки. Renault – трехосный грузовик, путешествовавший в 1920-х годах через Сахару, Peugeot – купе-кабриолет Peugeot 601 Eclipse 1934 года, Citroёn – редкий вариант модели SM – Espace Heuliez и множество культовых Citroёn DS 50-70-х годов прошлого века, самых разных цветов, от кабриолетов до универсалов с багажниками на крыше. Большие (заводские) экспозиции у Porsche, отмечающей 50-летие 911-й модели, и BMW – с классической 328-й, ее идейной наследницей M1 и сделанными по их мотивам современными концепт-карами. Часть заводских коллекций показывают Alfa Romeo и Skoda. Daimler выставил прекрасные экземпляры гоночных болидов Карла Бенца, которым сейчас более 100 лет, включая рейсер Prince Heinrich.

В главном павильоне среди нескольких сотен коллекционных автомобилей преобладают итальянские и английские марки, разбавленные немецкими и американскими. Монументальные Rolls-Royce и Bentley, стильные Jaguar и Aston Martin, поджарые Lotus и MG, культовые Austin-Healey, стремительные Ferrari и Maserati, изящные Alfa Romeo и Lancia, мускулистые Lamborghini и Bugatti. Хромированные туши довоенных Mercedes и Auto Union с переменным успехом пытаются затмить роскошью заокеанские Duesenberg и Oldsmobile. Капоты и крылья натерты дорогим воском и тщательно отполированы. В салонах пахнет старым гаражом с благородными нотками прелой кожи и давно пролитого бензина. Рули и педали хранят потертости тех времен, когда вождение автомобиля было серьезным мужским делом.

Прессе на осмотр дается только три часа, а затем залы наполняются публикой. Часто звучит итальянская и немецкая речь, но в основном это ухоженные французы старше 50 лет, иногда с более молодыми подругами. Или отцы с сыновьями-подростками, что-то объясняющие про торсионные подвески, кривошипы, магнето и хребтовые рамы.

Не только в экспозиции аукциона, но и на других стендах видишь таблички «Продается». И ценники далеко не всегда пугающе шестизначные. Например, за 5000-8000 евро можно купить послевоенный Renault 4CV, а за 10 000-15 000 евро – знаменитого «гадкого утенка» Citroёn 2CV. Вполне доступными выглядят цены на массовые модели 1950-1970-х годов – Fiat, Lancia, Simca, простенькие, но в прекрасном состоянии. У многих французов эти машины, доставшиеся от отцов и дедов, до сих пор стоят в гаражах и летом при хорошей погоде выезжают в ближайшие пригороды. С них сдувают пылинки, для них покупают чехлы с принудительной продувкой воздуха, их холят и, конечно, ремонтируют, причем в основном своими силами. Во Франции всегда был культ инженерии, и ностальгию по «старой доброй технике» эксплуатирует целая индустрия.

По периметру большого зала и за его пределами десятки клубов любителей давно угасших и ныне здравствующих марок устраивают стихийный слет своих поклонников и пытаются вербовать новых. Рядом развалы с инструментами, оригинальными и заново изготовленными запчастями для реставрации и ремонта ретротранспорта. Шелестят страницы на прилавках букинистических развалов и книжных издательств. Чуть в стороне множество реставрационных мастерских предлагают свои услуги. Антикварные лавки продают здесь любой товар, лишь бы в нем содержалась окружность – колесо автомобиля, край серебряной чаши или штурвал яхты.

Не протолкнуться и возле витрин производителей моделей машин. Торгуют и новыми, и антикварными моделями. Цены от пяти евро до нескольких сотен. В одном из ящиков корреспондент «Пятницы» нашел потертую коробочку «Автомобили СССР. Lada» с поясняющей надписью «Модели семейства «Жигулей» Волжского автозавода в г. Тольятти. Отличаются высокой надежностью, комфортабельностью, а также совершенством форм». Внутри был новенький красный ВАЗ-2108, детально проработанный, но очень неряшливо изготовленный. После короткого торга раритет обошелся в 10 евро.

Других следов российского и советского автопрома на выставке Rétromobile обнаружить не удалось.