Госдума накажет пьяных водителей и велосипедистов без участия правительства

Зампред комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков предлагает теперь ужесточить только административные наказания для водителей, чтобы обойтись без отзыва правительства, заблокировавшего аналогичные поправки в КоАП и УК
Д. Рогулин/ ИТАР-ТАСС

Первый зампред комитета по конституционному законодательству Вячеслав Лысаков внес в Госдуму новый проект поправок в Административный кодекс (КоАП) и закон «О безопасности дорожного движения», вводящий балльную систему учета нарушений, ужесточающий наказание за вождение в нетрезвом виде и другие нарушения ПДД. Этот документ должен заменить аналогичный проект профильного комитета, который четыре месяца ждет заключения правительства.

«Вношу законопроект в Госдуму, но исключив из него поправки в УК, чтобы не ждать ответа правительства», — сказал Лысаков «РИА Новости». Для внесения поправок в КоАП и статью 28 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» заключения правительства не требуется, указывается в пояснительной записке к законопроекту.

Новый законопроект Лысакова вводит балльную систему, при которой повторные правонарушения будут караться более серьезным наказанием, а водитель машины, набравший более 200 баллов (за каждые 100 руб. наложенного штрафа - 1 балл), будет лишаться прав на 1 год. Владелец машины, у которого нет прав, или собственники-юрлица будут наказываться штрафом 200 000 руб.

Законопроект поднимает верхнюю границу размера штрафа для водителей до 50 000 руб. (сейчас 5000 руб.), а минимальный штраф — до 500 руб. (сейчас 100 руб.). Максимальный штраф будут давать за управление автомобилем в пьяном виде и под действием наркотиков и за передачу управления пьяному водителю. Дополнительным наказанием к штрафам станет лишение прав на три или пять лет (сейчас от 1,5 до 2 лет). Кроме прочего предлагается штрафовать за управление мопедом или велосипедом в пьяном виде на 3000-5000 руб.

В пояснениях к проекту депутат пишет, что «в настоящее время усматривается явное несоответствие меры ответственности и степени общественной вредности противоправного действия». «Положение дел в сфере безопасности дорожного движения приобретает черты глобального кризиса: это вызвано и огромным ростом автомобильного парка, и пренебрежительным отношением водителей к правилам дорожного движения, и отсутствием общей правовой культуры участников дорожного движения, крайним выражением которого является управление автомобилем в пьяном виде, причем не в легкой степени, а в нередких случаях — в полуобморочном состоянии», – пишет депутат.

С 2003 г. по 2010 г. число ДТП с пьяными водителями снижалось «в результате принятых законодательных мер». Но два прошедших года растет, что «связано с тем, что к принятым ранее мерам люди уже адаптировались, культура вождения за это время не повысилась, а даже наоборот, снизилось количество сотрудников ГИБДД, возникло неоднозначное понимание состояния опьянения, и все началось сначала», указывает автор законопроекта.

Во вторник думский комитет по госстроительству вернул на доработку поправки об увеличении штрафов за пьяное вождение до 200 000 руб., которые ранее сам же рекомендовал рассмотреть и принять в первом чтении 22 февраля. Внесенный в декабре 2012 г. законопроект разработала руководитель комитета по безопасности Ирина Яровая. Теперь Совет Думы отложил обсуждение этого проекта на неопределенный срок.