Взаимоотношения автопроизводителей и дилеров будут регулироваться Кодексом поведения

D.Ramos/ Bloomberg

Взаимоотношения автопроизводителей и дилеров будут регулироваться Кодексом поведения, который разработала Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ), рассказал сегодня на пресс-конференции председатель комитета автопроизводителей АЕБ Йорг Шрайбер.

Кодекс затрагивает основные вопросы по взаимодействию между дилерами и автопроизводителями, говорит руководитель GR-группы комитета автопроизводителей АЕБ Дмитрий Курдюков (выступал председателем рабочей группы по разработке кодекса). Например, дилерский договор должен заключаться на пять лет или на неопределенный срок, производитель обязуется не диктовать цену перепродажи автомобиля и стоимость нормо-часа. Также производители не должны препятствовать дилерам использовать неоригинальные запчасти, но только лишь для постгарантийных работ, рассказал Курдюков.

Кодекс написан по рекомендации ФАС. Он должен урегулировать многочисленные конфликты между дилерами и автопроизводителями. Так, ассоциация «Российские автодилеры» («Роад») еще два года назад жаловалась в ФАС на дискриминационные положения в дилерских договорах. Срок действия некоторых был ограничен годом, к тому же автопроизводители могли расторгать их в одностороннем порядке.

Год назад ФАС рекомендовала автопроизводителям и импортерам заключать дилерские договоры на пять лет и не диктовать цену продажи автомобиля. При этом ФАС подготовила проект постановления правительства, который накладывал бы на производителей жесткие ограничения. Так, они не должны препятствовать дилерам выполнять техобслуживание и ремонт автомобилей (бывает, что дилерский центр разрешают открывать только без сервиса), ограничивать доступ к электронным каталогам запчастей и устанавливать дискриминационные условия продажи оригинальных запчастей, запрещать авторизованным сервисным центрам использовать при постгарантийном ремонте запчасти, которые произведены с согласия автопроизводителя или соответствуют по качеству оригинальным, говорилось в документе. Также соглашение между дилером и автопроизводителем должно содержать порядок и исчерпывающий перечень оснований для его досрочного расторжения. Если дистрибьютор хочет досрочно расторгнуть контракт по другим причинам, он должен выплатить дилеру компенсацию, размер которой также должен быть прописан в договоре.

"Мы хотим усилить договорные позиции дилеров в диалоге с дистрибьютором», - говорил в конце октября начальник аналитического управления ФАС Алексей Сушкевич. Перед внесением проекта в Минэкономразвития на согласование представители ФАС должны были провести встречу с дистрибьюторами, чтобы прояснить ситуацию с кодексом.

ФАС поддерживает внедрение кодекса, заявил руководитель службы Игорь Артемьев. По его словам, служба не будет разрабатывать собственные законодательные нормы, регулирующие отношения автопроизводителей с дилерами.

По словам Курдюкова, Кодекс поведения будет опубликован на сайте АЕБ, там же появится и список автопроизводителей, присоединившихся к нему. После этого автопроизводители должны внести изменения в дилерские договоры либо внутреннюю политику.

Артемьев пообещал, что ежеквартально ФАС будет встречаться с представителями АЕБ, автопроизводителями и дилерами, смотреть, как выполняются положения кодекса, и совершенствовать документ.