Убыток GM в Европе достиг $1,37 млрд из-за девальвации рубля

Потери General Motors по итогам 2014 г. также были связаны с падением российского автомобильного рынка
Максим Стулов/ Ведомости

Убыток европейского подразделения General Motors (GM Europe, в него входит и Россия) увеличился в IV квартале 2014 г. на 7,1% до $393 млн, годовой - на 36,5% до $1,37 млрд, $245 млн из которых стали разовые убытки от обесценивания активов, говорится в отчете производителя. В целом группа получила за квартал $2,41 млрд прибыли (до вычета процентов и налогов) - это на 27% больше, чем год назад. По итогам 2014 г. прибыль GM сократилась на 24% до $6,49 млрд. Около $2,8 млрд составили расходы на 84 отзывные кампании, затронувшие 30 млн машин, и затраты на реструктуризацию в $1 млрд.

Потери GM в Европе в основном были связаны с проблемами в России, где ослабление рубля сделало автомобили менее доступными, парализовав продажи, объясняет финансовый директор автоконцерна Чак Стивенс (его слова приводит Automotive News).

По данным АЕБ, в 2014 г. продажи GM в России упали на 26,4% до 189 484 шт. (рынок сократился на 10,3% до 2,49 млн шт.), в декабре - на 26,1% до 20 479 шт. (рынок вырос на 2,4% до 264 307 шт.).

«Если говорить о 2015 г., Россия останется [для нас] встречным ветром, - говорит Стивенс. - Но мы приняли и будем продолжать принимать активные меры, чтобы смягчить эти проблемы». GM уже уволила часть рабочих, планирует закрыть почти на два месяца сборочный завод в Петербурге и провести корректировку цен, чтобы компенсировать девальвацию, перечисляет Стивенс.

В прошлом году по соглашению сторон с завода в Петербурге ушло более 700 человек, продолжают работать почти 1000 человек, говорит представитель российского офиса GM. Работа завода будет приостановлена с 23 марта по 15 мая, остальные площадки - на ГАЗе и СП GM-«АвтоВАЗ» - работают в обычном режиме.

В 2014 г. автомобили Chevrolet в России подорожали примерно на 20%, Opel - на 25-30%, в первые три недели 2015 г. - на 5 и 10% соответственно, приводит данные сотрудник одного из автозаводов.

GM анализирует ситуацию на рынке, новых сокращений сотрудников в России на данный момент не планируется, говорит представитель GM.

В 2014 г. GM, как и другие иностранные автоконцерны, пострадал из-за девальвации рубля (есть локальное производство, но значительная часть комплектующих импортируется), плюс компания давно не обновляла свои массовые модели на российском рынке, комментирует исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов.

Сколько GM рассчитывает продать автомобилей на российском рынке в 2015 г., представитель не говорит. Рынок в целом, по прогнозу компании и АЕБ, может сократиться на 24% до 1,89 млн шт.

GM, похоже, сопротивляется российскому «встречному ветру» лучше, чем его конкурент, Ford Motor, заявил аналитик Evercore ISI Джордж Галлие в записке для инвесторов. Продажи Ford в России упали на 38% до 65 966 в прошлом году, по данным АЕБ. 29 января Ford снизил прогноз для Европы, заявив, что ожидает результат лучше, чем прошлогодние убытки в $1,1 млрд (до вычета налогов), но хуже, чем предполагавшееся ранее снижение потерь до $250 млн. Ford потерял $348 млн в России в прошлом году и $121 млн в IV квартале. Гендиректор Ford Марк Филдс заявил в среду, что автопроизводитель будет подстраивать выпуск машин под снижение спроса в России. «Россия по-прежнему будет обузой для наших доходов», - сказал он. Ford работает с местными партнерами в России, чтобы смягчить последствия кризиса. «Мы должны быть уверены, что производство соответствует требованиям, - сказал Филдс. - Мы также должны быть уверены, что проведем достаточное сокращение расходов, но сможем обеспечить рынок».