ГАЗ въедет в Европу через Балканы

Европейский рынок поможет российскому производителю сгладить последствия кризиса внутреннего рынка, говорят эксперты
Д.Новожилов/ Ведомости

Группа ГАЗ со II квартала 2015 г. начнет поставки «Газель Next», «Газель бизнес» и «Соболь бизнес» в Сербию, Черногорию, Македонию, Боснию и Герцеговину, сообщила сегодня компания. Дистрибуторское соглашение заключено с Verano Motors (официальный дилер Peugeot в указанных странах, входит в торгово-промышленную группу Verano Group). Ранее группа ГАЗ получила Единый европейский сертификат, подтверждающий соответствие автомобиля требованиям Евросоюза.

Комментируя список первых европейских стран, куда будет поставлять свои LCV группа ГАЗ, ее представитель отметил: «В этих странах ниже ввозные пошлины на LCV по сравнению со странами, входящими в ЕС, — 15% против 22%». В ноябре 2014 г. в интервью «Ведомостям» президент группы ГАЗ Вадим Сорокин говорил о планах поставлять в Европу LCV, которые группа ГАЗ выпускает в Турции. Но на первом этапе, по словам представителя группы, машины будут поставляться в Европу из России. Экспорт «старым друзьям», балканским странам, является следующим шагом (после Турции в 2014 г.) на пути группы ГАЗ в Западную Европу, замечает старший аналитик IHS Automotive Татиана Христова.

Компания не раскрывает, сколько планирует продавать LCV в Европе. «Объемы поставок в эти страны на 2015 г. формируются», — сказал представитель компании. По оценке исполнительного директора «Автостата» Сергея Удалова, в первый год европейские продажи LCV группы ГАЗ будут на уровне нескольких сотен машин, в дальнейшем — несколько тысяч: «Компании поможет продолжающееся восстановление автомобильного рынка Европы». Основными конкурентами он считает легкие грузовики Peugeot, Citroen и Fiat. По мнению Христовой — модели Fiat Ducato, Renault Master, Iveco Daily и Hyundai H100. Компания будет конкурировать с теми же марками, что и в России (где представлены все основные бренды), «но в Европе мы только начинаем формировать имидж наших легких коммерческих автомобилей», говорит представитель группы ГАЗ.

По мнению Христовой, на первом этапе экспансии в Европу ГАЗ не ожидает получить какую-либо значительную долю рынка: «Потребители будут сначала очень осторожны при выборе транспортных средств с лейблом “Сделано в России”, даже учитывая относительно хорошую узнаваемость бренда “Газель” в Центральной Европе». Группе ГАЗ будет нелегко создать успешную стратегию проникновения при нынешнем высоком уровне конкуренции на рынке LCV, продолжает эксперт. «При условии выбора правильной стратегии на рынке (особенно отношения цена/качество при соответствующей поддержке сервисного обслуживания и поставок запчастей) ее доля рынка в странах Балканского полуострова может вырасти в среднесрочной и долгосрочной перспективе до 7% от всего рынка LCV, — прогнозирует Христова. — Но для стран Западной Европы такая доля рынка будет недостижима».

Сейчас доля экспорта в продажах LCV ГАЗа — около 17%, два года назад доля была 13%, говорит представитель группы ГАЗ. Основные экспортные рынки — Казахстан, Белоруссия, Узбекистан. «Европейский рынок очень конкурентный и сложный, но мы на него все равно идем. Не думаю, что там заработаем много денег. Он нам важен стратегически, поскольку формирует требования к продукту, задает планку, на которую ориентируются во всем мире», — говорил ранее Сорокин.

«Экспорт автомобилей из России является частью государственной стратегии России по развитию автомобильной промышленности и “мечтой” для российских производителей, — комментирует Христова. — Экспорт автомобилей особенно важен для компаний, имеющих локальные производства в России, поскольку он помогает сгладить неустойчивость внутреннего рынка». Традиционно транспортные средства, произведенные в России, экспортируются только в страны СНГ, напоминает она. «Тем не менее в периоды замедления экономики России страны СНГ также испытывают трудные времена, — продолжает Христова. — В результате экспорт в СНГ не обеспечивают достаточного стабилизирующего эффекта для компаний-экспортеров». По ее мнению, учитывая нынешнюю девальвацию российского рубля, экспорт автомобилей может принести «очень хорошую прибыль» и позволяет потребителям других стран получить выгоду от произведенных в России товаров.