«АвтоВАЗ» ощутил эффект от сокращения персонала

Компания в январе – марте снизила затраты на оплату труда на 22,6%
За год «АвтоВАЗ» снизил среднюю численность сотрудников на 18%/ Д. Абрамов/ Ведомости

Расходы «АвтоВАЗа» на выплату зарплат, которые, несмотря на сокращения персонала, росли всю вторую половину 2014 г. (см. график), начали сокращаться, сообщил завод в квартальном отчете. По итогам I квартала 2015 г. зарплатный фонд завода снизился на 22,6% до 4,61 млрд руб. по сравнению с концом прошлого года.

За год «АвтоВАЗ» снизил среднюю численность сотрудников на 18% до 52 546 человек. Но положительный эффект от сокращения штата завод в полной мере сразу не ощутил, поскольку с большинством сотрудников компания расставалась в рамках компенсационных программ, объясняет аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. При увольнении по соглашению сторон сотрудники могли получить 3–5 средних зарплат. Выплаты компенсаций в основном пришлись на вторую половину 2014 г. Президент «АвтоВАЗа» Бу Андерссон говорил, что всего на них ушло 4,1 млрд руб.

В 2015 г. «АвтоВАЗ» продолжит сокращения, в частности, планируется уменьшить число менеджеров на 1100 человек, сообщал завод. Сколько сотрудников уже ушло в 2015 г., не известно. Представитель завода не ответил на запрос «Ведомостей». Итоги будут поведены по итогам первого полугодия, сказал председатель профсоюзной организации завода Сергей Зайцев.

При этом средняя зарплата сотрудников завода по итогам I квартала по сравнению с аналогичным периодом прошлого года выросла на 4% до 29 244 руб. Ранее компания сообщала, что с июня 2015 г. увеличит оклады примерно на 6%, в итоге фонд оплаты труда возрастет на 1 млрд руб.

В 2014 г. расходы на персонал у «АвтоВАЗа» составили 34 млрд руб. при общих расходах в 206 млрд руб., подсчитал Беспалов. По итогам 2015 г. расходы на заработную плату сотрудников «АвтоВАЗа» сократятся на 10–12%, ожидает он. Сократив общие расходы на 2%, компания может пропорционально увеличить показатель рентабельности по EBITDA, говорит эксперт. «В 2014 г. данный показатель составил 1,4%, – замечает Беспалов. – Это мало. Нормальная рентабельность для крупных производителей легковых автомобилей – 5–8%». По его мнению, достичь этого показателя «АвтоВАЗ» может в 2016 г. за счет продолжения снижения расходов и увеличения производства, а при стабилизации российского автомобильного рынка – уже по итогам 2015 г. Пока же рынок сокращается, в январе – апреле – на 37,7%, а продажи Lada – на 29%.