Карлос Гон стал председателем совета директоров «АвтоВАЗа»

В Тольятти прошло общее собрание акционеров компании

Сегодня в Тольятти в 13.00 по местному времени началось годовое общее собрание акционеров "АвтоВАЗа". По традиции оно проходило в актовом зале 25-этажного здания заводоуправления "АвтоВАЗа" с гигантской вращающейся эмблемой Lada на крыше.

На входе акционеров традиционно встречали вазовские новинки, но на этот раз часть из них оказалась на улице. В зале гордо выставлены только две перспективные модели, выпуск которых начнется в этом году, – Lada Vesta (будет выпускаться с сентября в Ижевске) и Lada Xray (в конце года ее начнут производить в Тольятти).

Обстановка на втором этаже тоже изменилась: акционерам предлагают бесплатные напитки и легкие закуски – в прошлый раз вся еда была платной. Акционеры довольны: мелочь, а приятно. Среди тем, обсуждаемых ими за бокалом лимонада с листьями мяты и кусочками лимона и апельсина, – объявленное недавно назначение с 1 июля исполнительным вице-президентом «АвтоВАЗа» по финансам Штефана Мауэрера, ранее работавшего в московском офисе The Boston Consulting Group; ситуация с комплектующими – из-за перебоев в их поставках на этой неделе завод не выпускал автомобили в течение суток.

После короткого рекламного ролика Lada места в президиуме заняли гендиректор "Ростеха" Сергей Чемезов, президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон, президент "АвтоВАЗа" Бу Андерссон.

Прошлый год оказался тяжелым и для экономики, и для автопрома России, но "АвтоВАЗ" продолжает модернизацию, повышает качество, обновляет свой модельный ряд и выпускает все больше моделей для альянса, и когда рынок начнет расти, то завод будет к этому готов, сказал в своем коротком выступлении Гон. Об этом говорил и Андерссон. От кризиса можно получать и выгоду, например завоевывая доли игроков, покидающих рынок, заметил Чемезов. Все выступающие подчеркнули, что не сомневаются в том, что Lada сохранит лидерство на рынке России и будет увеличивать долю (цель – 20%).

Кворум есть: к началу собрания зарегистрировались акционеры (и их представители) более 70% акций. В повестке было девять вопросов.

Обновленное руководство

Обновленный совет директоров «АвтоВАЗа» возглавил Гон. В 2013 г. предполагалось, что Чемезов и Гон будут чередоваться на посту председателя, но с июня того года президент Renault-Nissan сохраняет это место за собой.

«Мы договорились с Карлосом Гоном, что он продолжит руководить советом директоров, – объяснил Чемезов сегодня после первого заседания обновленного совета. – Я добровольно согласился передать свое право возглавить совет директоров. Если говорить по справедливости, альянс Renault-Nissan имеет намного больше акций, поэтому они имеют право возглавить совет директоров», – сказал Чемезов. Сделка по получению контроля альянса над «АвтоВАЗом» завершилась в июне 2014 г., «Ростех» сохраняет контроль над блокпакетом.

По словам Чемезова, изменение стоимости долгосрочной инвестпрограммы «АвтоВАЗа», несмотря на падающий рынок, не планируется (ранее компания говорила, что ее общая стоимость – 180 млрд руб. в 2020 г.). О желании сократить стоимость инвестпрограммы вдвое заявлял гендиректор "Камаза" Сергей Когогин. В частности, 30 млрд руб. в этом году будет потрачено на Lada Vesta и Lada Xray, напомнил Чемезов. По словам Андерссона, эти новинки помогут достичь запланированной 20%-ной доли рынка в России и улучшить рентабельность, но ухудшат показатели свободного денежного потока.

Помимо внутренних продаж «АвтоВАЗ» совместно с альянсом будет развивать экспорт. "Мы должны концентрировать больше усилий именно в этом году, чтобы работать над экспортом из России в другие страны, – считает Гон. – Команда «АвтоВАЗа» будет работать через свою обычную сеть дистрибуторов, но помимо этого мы со своей стороны будем оказывать помощь в экспорте, используя дилерскую сеть альянса Renault-Nissan".

Что обсуждали

Как и в предыдущие годы, акционеры согласились не выплачивать дивиденды. В 2014 г. «АвтоВАЗ» получил 25 млрд руб. убытка по МСФО (он вырос в 3,2 раза) при выручке 190,7 млрд руб. (+7,7%). Убыток в размере 25,4 млрд руб. зафиксирован и по РСБУ, но невыплата дивидендов связана не с этим. Основные акционеры завода – альянс Renault-Nissan и «Ростех» (им суммарно принадлежит 74,5% капитала «АвтоВАЗа» через совместное предприятие Alliance Rostec Auto B. V., зарегистрированное в Нидерландах) – ранее договорились, что этого не будет до погашения долга «АвтоВАЗа» перед госкорпорацией: во время кризиса 2008-2009 гг., когда рынок сократился вдвое, «Ростех» предоставил «АвтоВАЗу» в виде беспроцентных займов 75 млрд руб., часть долга была погашена непрофильными активами. Сейчас «АвтоВАЗ» должен «Ростеху» 51 млрд руб. Погасить долг нужно до 2032 г. В последний раз «АвтоВАЗ» выплатил дивиденды по итогам 2007 г.: 536 млн руб., или 14,6% чистой прибыли по МСФО.

Кроме дивидендов по итогам 2014 г. не будет выплачиваться и вознаграждение членам совета директоров и членам ревизионной комиссии.

Число мест в совете директоров “АвтоВАЗа” – 15 – сохранилось, но изменился состав. Места корпоративного вице-президента Nissan и главы Datsun Венсана Кобе, вице-президента группы Renault Сержа Йоккоза и исполнительного вице-президента по планированию продукта и программам Renault Брюно Анселена в состав совета заняли операционный директор региона Евразия группы Renault Жан-Кристоф Кюглер, вице-президент Nissan Тревор Манн, а также директор альянса Renault-Nissan по финансам и экономике Жереми Папен. Председателем совета директоров "АвтоВАЗа" остался президент альянса Renault-Nissan Карлос Гон.

Собрание одобрило будущие сделки с ВЭБом, который продолжит кредитование долгосрочной инвестиционной программы «АвтоВАЗа», рассчитанной до 2020 г. Общий размер займов от ВЭБа, включая уже выданные, – до 62 млрд руб., срок кредитов – не более 10 лет, процентная ставка – не выше 11%.

В 2014 г. продажи Lada в России упали на 15% до 387 307 шт., рынок легковых и легких коммерческих автомобилей сократился на 10%, по данным АЕБ. В этом году «АвтоВАЗ» планирует продать в России 325 000 машин (-16%) при общих продажах на рынке 1,5 млн шт. (-40%), говорил Андерссон.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать