Казахстанская «Бипэк авто – Азия авто» поможет «АвтоВАЗу» продать Lada

Компании будут вместе продавать и обслуживать автомобили в странах Средней Азии
Сообщалось, что казахстанская и российская компании в среду подпишут соглашение о расширении стратегического партнерства на Форуме межрегионального развития в Сочи
Сообщалось, что казахстанская и российская компании в среду подпишут соглашение о расширении стратегического партнерства на Форуме межрегионального развития в Сочи / М. Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» и казахстанская группа «Бипэк авто – Азия авто» хотят вместе продавать и обслуживать автомобили Lada не только в России и Казахстане, но и в странах Средней Азии, рассказал «Ведомостям» представитель Минэкономразвития. Партнеры «пришли к консенсусу относительно перспектив совместной деятельности в области освоения ряда экспортных рынков Lada», подтвердил представитель «Бипэк авто – Азия авто», но конкретные страны не стал называть. Представитель «АвтоВАЗа» на вопросы не ответил. Сообщалось, что казахстанская и российская компании в среду подпишут соглашение о расширении стратегического партнерства на Форуме межрегионального развития в Сочи.

Группа «Бипэк авто – Азия авто» – дистрибутор автомобилей Lada в Казахстане. На заводе «Азия авто» собираются внедорожники Lada 4x4, в начале 2016 г. к ней добавится новинка «АвтоВАЗа» – Lada Vesta. В дальнейшем производство Lada в Казахстане разместится на заводе полного цикла мощностью 120 000 шт. в год – строительство основания цехов первой очереди в IV квартале завершит СП «Азия авто Казахстан» (у «АвтоВАЗа» блокпакет). Инвестиции в мощности сварки, окраски и сборки – $840 млн, рассказал представитель «Бипэк авто – Азия авто».

В 2014 г. «АвтоВАЗ» создал с казахстанским партнером СП «Азия авто Усть-Каменогорск» (у российской компании блокпакет). С начала 2015 г. оно продает автомобили Lada в регионах Урала и Сибири. В покупку контрольных пакетов и техническую модернизацию 14 автоцентров в 10 городах «Бипэк авто – Азия авто» вложила свыше $55 млн, говорит ее представитель. В этих регионах доля бренда, по его словам, выросла с 13% в первом полугодии 2014 г. до 22% в первом полугодии этого года. Для сравнения: доля Lada на российском рынке выросла на 2,5 п. п. до 19%, по оценке «АвтоВАЗа». До конца 2015 г. количество автосалонов «Азия авто Усть-Каменогорск» увеличится до 21.

Бу Андерссон
Президент «АвтоВАЗа»

Казахстан – наш крупнейший зарубежный рынок, на республику приходится 80% нашего экспорта. Дилерская сеть «Бипэк» – лучшая в Казахстане. Именно поэтому наш партнер, используя свой опыт, поможет нам продвигать Lada в Сибирском федеральном округе.

Этот опыт послужил основой для расширения совместной работы, объясняет представитель «Бипэк авто – Азия авто». Возможности будут больше после начала производства автомобилей «европейского уровня»: Lada Vesta и Lada Xray (ее тоже планируется выпускать в Казахстане. – «Ведомости»), а также благодаря «революционным изменениям» в политике контроля качества. На руку «АвтоВАЗу» играет и падение курса рубля, что делает машины более конкурентоспособными, добавляет собеседник издания.

В Узбекистан по итогам января – июля 2015 г. было экспортировано 204 автомобиля Lada (весь рынок в 2014 г., по данным OICA, – 46 000), в Киргизию – 120 шт. (рынок – 4000), гласят данные «АСМ-холдинга». По другим странам Средней Азии поставки не превысили 50 шт. Всего в Таджикистане в 2014 г. было продано 6100 легковых автомобилей, в Туркмении – 4600 шт. В Монголию автомобили Lada не поставляются.

Все эти рынки относительно Казахстана (151 424 легковых автомобиля) небольшие, но «АвтоВАЗу» нужны новые рынки, чтобы сгладить волатильность российского, комментирует аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов. Завод хочет увеличить экспорт в 2015 г. в 1,5–2 раза до 70 000–100 000 шт. В странах бывшего СССР высока узнаваемость бренда и есть потребность в бюджетных автомобилях, замечает он. Плюс можно заработать на обслуживании «Жигулей» (Lada). В перспективе доля Lada может достичь трети официальных продаж, считает Беспалов. По его оценке, легче будет увеличить продажи в Киргизии, куда после ее присоединения к Евразийскому экономическому союзу машины можно будет ввозить беспошлинно, а сложнее – в Узбекистане из-за конкуренции с местным производителем Uz-Daewoo. Привлечение казахстанского партнера позволит разделить риски, использовать их знания специфики местных рынков, указывает Беспалов. В среднеазиатских республиках, как правило, велико влияние властей и для успеха нового или расширения существующего бизнеса важно заручиться их поддержкой, добавляет аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Но случаются и скандалы. К примеру, США добиваются ареста активов в Европе на $1 млрд в связи с расследованием связей Vimpelcom Ltd., МТС и TeliaSonera с лицами в окружении дочери президента Узбекистана Гульнары Каримовой, сообщала в августе WSJ.