Минпромторг обещает поддержать автопром

Автозаводы просят более 10 млрд рублей вдобавок к уже обещанным 7 млрд рублей
Минпромторг обещает дополнительную поддержку автопрома/ Е. Егоров/ Ведомости

Автопрому до конца года потребуются дополнительные меры поддержки, считает министр промышленности и торговли Денис Мантуров. «А сколько и по каким направлениям, мы сейчас обсчитываем и в течение недели подготовим предложения», – передал «Интерфакс» его слова. Господдержка нужна из-за падения рынка (см. врез). Представители Минпромторга и Минфина на вопросы не ответили.

Этим летом Минпромторг согласовал с правительством выделение в 2015 г. дополнительных 5 млрд руб. на программу обновления парка (в начале года было выделено 15 млрд руб.), 1 млрд руб. – на программу льготного автолизинга (было 2,5 млрд руб.) и такой же суммы – на программу субсидирования процентных выплат по инвесткредитам (6,87 млрд руб.). Сейчас чиновники думают, какие госпрограммы нужно расширить, рассказали «Ведомостям» сотрудники трех автозаводов.

На прошлой неделе Минпромторг попросил лизинговые компании досрочно приостановить прием заявок по госпрограмме автолизинга, рассказывали источники «Ведомостей»: закончился дополнительный 1 млрд руб. На 2015 г. автозаводы просят Минпромторг найти еще 2–2,5 млрд руб., говорил один из собеседников. По его словам, есть пожелания продлить программу и в 2016 г. Для этого потребуется около 5 млрд руб., уточнил сотрудник одного из автозаводов. Может хватить и около 3 млрд руб., если из программы выведут легковые автомобили, добавляет другой. В этом году нужны дополнительные деньги на программу обновления парка: автоконцерны или уже выбрали лимиты (группа ГАЗ), или близки к этому («АвтоВАЗ», «Камаз»). На программу в 2015 г. нужно еще «как минимум» 5 млрд руб., говорят сотрудники двух заводов. А в 2016 г. – 25 млрд руб., если рынок будет на уровне этого года, добавляет один из них.

Рынок упал

Продажи легковых автомобилей и LCV в России в январе – августе 2015 г. упали на 33,5%, падение по итогам года может составить 36%, по оценке АЕБ.

Автоконцерны также просят расширить в 2015 г. программу субсидирования процентных выплат. Прибавка в 1 млрд руб. понадобилась прежде всего для помощи группе ГАЗ, которая реструктурировала долг, поясняют сотрудники двух автоконцернов. Дополнительно на эту программу в 2015 г. нужно еще более 3 млрд руб., потому что выросло количество участников, говорят два источника «Ведомостей».

«Как минимум необходимо продлевать существующую поддержку до конца года, а также на следующий год, чтобы стабилизировать рынок», – считает представитель Ford Sollers. Пока рынок падает, «необходимо продолжать все программы стимулирования спроса – и это прежде всего программа обновления парка», уверен представитель «Соллерса». «Важно продлить программу обновления парка», – говорит и вице-президент группы ГАЗ Елена Матвеева. Резкая остановка господдержки может привести к негативным эффектам, поясняет она. В первом полугодии, пока не закончились лимиты по программе обновления парка, продажи группы ГАЗ на российском рынке LCV упали на 29%, но падение за год будет 44%, прогнозирует Матвеева. Вторая по важности госпрограмма, требующая продолжения, – субсидирование процентных выплат по инвесткредитам, продолжает Матвеева. Renault рассчитывает на продолжение господдержки в 2016 г., говорит представитель компании. Госпрограммы эффективны и должны быть продолжены в 2016 г., считает и представитель Nissan.

Автопром традиционно поддерживают во всех странах, говорит управляющий партнер EURussia Partner Иван Бончев: отрасль отличается длинной цепочкой добавленной стоимости, поэтому не может оперативно адаптироваться к изменениям на рынке. Это важно для России, где большая часть выпускаемых в стране машин здесь же и реализуется. Если господдержку сейчас прекратить, заводы вряд ли закроются, но последствия для отрасли будут гораздо сильнее, добавляет эксперт.