Продажи новых легковых автомобилей снизились на 2,8%

Но момент истины для авторынка еще впереди
Почти половина продаж в I квартале приходилась на кроссоверы и внедорожники/ ЕВГЕНИЙ РАЗУМНЫЙ / ВЕДОМОСТИ

Продажи новых легковых и легких коммерческих (LCV) машин по итогам I квартала 2021 г. в России снизились на 2,8% в сравнении с аналогичным периодом прошлого года (до 387 300 автомобилей), сообщила Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ). Наибольшее падение произошло в марте – продано 148 676 автомобилей, что на 5,7% меньше, чем в марте 2020 г.

Но все это игры со статистикой, говорит председатель комитета автопроизводителей АЕБ Томас Штэрцель: «Март-2020 был лучшим месяцем года, а в апреле за ним последовал локдаун. Очевидно, что в ближайшие пару месяцев рынок продемонстрирует рост, так как мы будем сравнивать результаты последующих месяцев с наихудшим периодом в истории автопрома».

Март прошлого года показал рост продаж на 4% в годовом выражении, квартальная динамика тоже была положительной (+1,8%). Но потом пришел карантинный апрель (минус 72,4% до 39 000 автомобилей, самое крупное месячное падение продаж за всю историю наблюдений АЕБ). И май (минус 51,8% год к году). Впрочем, как только ковидные ограничения в июне были отменены, продажи начали восстанавливаться, а в сентябре – ноябре рынок даже показывал лучшие результаты, чем годом ранее. В итоге в 2020 г. авторынок сократился лишь на 9,1% в сравнении с 2019 г. – до 1,6 млн автомобилей (данные комитета автопроизводителей АЕБ).

Текущая ситуация на рынке не вызывает у ассоциации удивления и опасений – покупательский интерес снижается по мере продолжающегося роста цен, в некоторых случаях по-прежнему наблюдается дефицит в предложении определенных моделей, объясняют в АЕБ.

Как вырастут цены в 2021 г.

Цены на автомобили за I квартал 2021 г. выросли в среднем на 5–8%, оценивает глава ассоциации автодилеров – РоАД – Вячеслав Зубарев. И до конца года вырастут еще не менее чем на 5%, чтобы догнать выросшие в прошлом году доллар и евро. Представитель «Рольфа» говорит, что в массовом сегменте с начала года машины подорожали в среднем на 2–5%, в премиальном есть модели, подорожавшие на 10% и более. Масштабы традиционной корректировки цен автозаводами в начале года для компенсации инфляции в этом году были больше из-за нестабильности рубля, указывает он. «Ожидается повышение утилизационного сбора, оно еще не заложено в цены. Когда индексация утилизационного сбора произойдет, мы ждем новую волну подорожания», – предупреждает собеседник «Ведомостей».

Представитель ассоциации «Российские автодилеры» и вовсе оптимистичен: «Не только I квартал 2021 г., но и весь 2020 год показал хорошие результаты; несмотря на очевидный провал во время локдауна, дилеры неплохо справились со своей задачей».

«Спрос сейчас стабильный, он подогрет дефицитом автомобилей и изменением цен на них. Вероятнее всего, в ближайшие месяцы эти два фактора продолжат влиять на покупательский интерес, так как нехватка будет сохраняться в отрасли и во II квартале года», – рассуждает директор по маркетингу «Авилона» Андрей Каменский. Дефицит сохраняется практически по всем брендам, соглашается представитель «Рольфа».

Он также указывает на сохраняющуюся нехватку микрочипов для автопрома и проблемы с логистикой. «Пандемия нарушила глобальные цепочки поставок товаров. Мировые логистические пункты затоварены, алгоритмы их работы нарушены, пропускная способность упала, и они не могут своевременно поставлять комплектующие и запасные части», – объясняет представитель дилерской сети.

И тем не менее ковид не внес значительных ухудшений в ситуацию на российском авторынке, утверждает исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, рынок даже оказался лучше ожиданий: «Аномальная ситуация с колебаниями нефти и валюты даже поддержала продажи, а сформировавшийся дефицит позволил дилерам чувствовать себя увереннее. Дилерский бизнес по марже в конце прошлого года чувствовал себя хорошо, и так продолжается до сих пор. Рынок начинает стабилизироваться – спрос начинает идти вниз, и постепенно добавляется предложение, устраняя дефицит. Эти две линии – спроса и предложения – продолжат свое сближение».

Аналитик «ВТБ капитала» Владимир Беспалов отметил: «Я бы не сказал, что все плохо. Рынок просто вернулся на уровень 2019 г., когда в I квартале было продано 392 000 автомобилей. Я думаю, что с учетом второго полугодия прошлого года и конца года, который был достаточно неплохим, некоторое замедление сейчас ничего страшного не несет. В следующие два месяца будет очень хороший рост на фоне низкой базы, в этом смысле показательным будет второе полугодие. Я пока исхожу из того, что рынок в 2021 г. вырастет на 2–5%».