Как устроен неофициальный импорт Tesla в Россию

Электромобили при таком ввозе нельзя оснастить «тревожной кнопкой» без потери гарантии
Несмотря на трехкратный рост продаж по итогам 2021 г., электромобили на фоне всего российского рынка по-прежнему остаются на уровне статистической погрешности/ Максим Стулов / Ведомости

В России в 2021 г. купили 2254 новых электромобиля, подсчитал «Автостат» на основе данных о регистрациях транспортных средств. Это в 3 раза больше, чем в 2020 г. Схожую динамику по электромобилям – рост продаж в 2,6 раза – зафиксировала и Ассоциация европейского бизнеса (АЕБ) в своем годовом отчете. Но, по подсчетам АЕБ, в 2021 г. в России был продан лишь 1001 электрокар. Данные ассоциации основаны на отчетах о продажах, которые ассоциации предоставляют производители, официальные импортеры и дистрибуторы машин.

Таким образом, более половины продаж новых электрокаров в 2021 г. (1253 шт.) пришлась на неофициальные, или серые, продажи. В основном речь идет об автомобилях Tesla, следует из данных «Автостата». Хотя эти электрокары из США официально в нашей стране не продаются, россияне в 2021 г. купили 736 таких машин – в 3 раза больше, чем годом ранее.

У Tesla нет своего представительства в СНГ. В России эти машины продает Moscow Tesla Club – сообщество энтузиастов марки, которое ведет свою деятельность с 2013 г. Корреспондент «Ведомостей» обратился в организацию как потенциальный покупатель. Менеджер клуба сказал, что сейчас Moscow Tesla Club продает только новые Tesla, приобретая их напрямую у завода-изготовителя (дилеров у марки нет вообще) под заказ. Поскольку речь шла о приобретении Tesla Model 3, то готовый автомобиль был бы отправлен на эвакуаторе из Германии в Россию, пояснил он.

Здесь электромобили проходят растаможку и сертификацию. Машины ввозятся полностью легально, подчеркивает менеджер клуба. По его словам, одобрение типа (ОТТС) на каждое транспортное средство клуб получает отдельно. На это требуется время: как правило, от момента прибытия электрокара в Россию до его передачи клиенту проходит около месяца, пояснил менеджер. Например, 27 января можно было заказать Tesla Model 3 с датой производства в конце мая. Получить этот автомобиль в Москве клиент мог бы не ранее середины июня, говорит менеджер. Цена такого электрокара составляет около 6 млн руб.

Теоретически можно получать ОТТС на каждую ввозимую машину, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Для ввоза нового автомобиля получение ОТТС обязательно, подчеркивает он. Но если у авто уже есть европейский сертификат, то аккредитованные российские органы по сертификации могут принять его за основу для выдачи ОТТС, говорит эксперт.

Для успешной растаможки автомобиля в России с 2017 г. его необходимо оснастить устройством вызова экстренных служб (УВЭОС), подключенным к системе «ЭРА-Глонасс». Но если поставить «тревожную кнопку» на Tesla, то автомобиль может лишиться гарантии производителя, рассказывал менеджер Moscow Tesla Club. Для соблюдения требований законодательства и сохранения гарантии электрокары комплектуются модулями вызова экстренных служб, но их не устанавливают на автомобиль, а просто передают клиенту вместе с ним, «в багажнике», объяснил он.

Гендиректор Moscow Tesla Club Алексей Еремчук в беседе с «Ведомостями» отказался комментировать этот вопрос, но выразил мнение, что Tesla вряд ли слетит с гарантии при установке «тревожной кнопки».

Это (передача неподключенной «тревожной кнопки». – «Ведомости») незаконно, поскольку модуль УВЭОС должен быть сопряжен с системами безопасности автомобиля, говорит автоюрист Сергей Радько. «Он [модуль] сделан так, чтобы мог подать сигнал, если водитель пострадал и не может вызвать скорую помощь. Вряд ли Tesla предусмотрела, чтобы сторонний модуль мог получать такую информацию в случае ДТП – для этого он должен быть установлен на транспортное средство», – считает юрист.

Говоря о вопросах обслуживания купленных в России Tesla, менеджер клуба отметил, что у американских электрокаров нет такого понятия, как межсервисный интервал. Но, по его словам, у организации есть свой сервис и если машину не удается отремонтировать силами этого сервиса, то электромобиль отправляют за счет клиента в ближайший гарантийный сервис самой Tesla. Ближайшие от Москвы официальные точки обслуживания марки находятся в Варшаве и Хельсинки. Отправить туда электрокар на эвакуаторе обойдется примерно в 150 000 руб.

По закону о защите прав потребителей гарантийные обязательства обеспечивает организация – изготовитель транспортного средства либо ее официальный представитель, напоминает Бургазлиев. Как решается вопрос с гарантией в данном случае – непонятно, отмечает он.

«Мы делаем такой ремонт, который не позволяет автомобилю слететь с гарантии. Ремонтируем все, что угодно, кроме двигателя и батареи. Если стоит задача заменить батарею или двигатель, то это имеет смысл сделать по гарантии в Европе. По каждому сложному случаю мы консультируемся с представителями компании на предмет возможности ремонта у нас», – сказал Еремчук «Ведомостям». Официальная гарантия на электромобили Tesla составляет четыре года или 80 000 км. На батарею и двигатель – восемь лет.

В начале января российские владельцы Tesla записали видеообращение к основателю и гендиректору компании Илону Маску с просьбой открыть официальное представительство марки в России. Они пожаловались на отсутствие быстрых зарядных станций, сервисов, официальной техподдержки. «Если нужна какая-то запчасть, то мы заказываем ее из-за рубежа и это превращается в приключение на долгие полгода», – отмечалось в обращении, которое было распространено по Telegram-каналам.

Несмотря на трехкратный рост продаж по итогам 2021 г., электромобили на фоне всего российского рынка (в 2021 г. продано 1,667 млн новых легковых и легких коммерческих автомобилей) по-прежнему остаются на уровне статистической погрешности, констатируют в АЕБ. И если на протяжении последних полутора лет ввоз электрокаров на территорию ЕАЭС (входят Россия, Белоруссия, Казахстан, Армения и Киргизия) был беспошлинным, то с 2022 г. этот льготный режим перестал действовать. Теперь электромобили ввозятся по общим правилам со ставкой пошлины в 15%. Это приведет к замедлению развития электрозарядной инфраструктуры и спроса на этот вид транспортных средств, говорили в АЕБ.