Продажи новых легковых машин в 2022 году могут упасть на 28–50%

Пока авторынок уверенно следует по худшему сценарию
Автодилеры настроены очень пессимистично/ Андрей Гордеев / Ведомости

Продажи новых легковых автомобилей в 2022 г. в России могут составить от 760 000 до 1,09 млн шт., говорится в обзоре консалтинговой компании «Технологии доверия» (правопреемник PwC в России). Это соответствует снижению рынка в диапазоне от 28 до 50%.

«Реализация прогноза будет зависеть преимущественно от макроэкономической конъюнктуры и сохранения мер поддержки государства, в том числе с помощью кредитования», – отмечают аналитики. В таком случае в России будет продано 1,09 млн легковушек, из которых 227 000 будет приходиться на отечественные марки, 688 000 – на иномарки российской сборки, 175 000 – на импорт.

Но при усилении санкционного давления, ухудшении макроэкономической ситуации, массовом уходе игроков с рынка, сокращении импорта и ухудшении логистики с поставками компонентов продажи могут снизиться на 50% и более, считают эксперты «Технологий доверия». В 2021 г. в России было продано, по данным компании, 1,514 млн легковушек.

«Авторынок России сегодня переживает структурную перестройку по всем направлениям: производство, импорт, сервис, финансовые услуги. В ближайшее время потребителю придется оперативно адаптироваться к новой реальности, и государственные меры стимулирования рынка помогут смягчить переход», – говорит директор автомобильной практики «Технологий доверия» Виктория Синичкина.

Льготные автокредиты и лизинг станут доступны уже в июле, обещал в начале месяца министр промышленности и торговли Денис Мантуров. Всего правительство по поручению президента планирует направить на эти меры 20,7 млрд руб. в 2022 г. Из них 10,2 млрд – на льготные автокредиты, 4,9 млрд – на льготный лизинг, 2,6 млрд – на скидки для покупки электромобилей и 3,3 млрд – на субсидии для газомоторной техники («Ведомости» рассказывали об этом 5 июля). Это больше, чем выделялось в 2021 г.: тогда на льготное автокредитование пошло около 9 млрд руб., 3,8 млрд – на льготный лизинг. Но лимиты по программам были выбраны еще в первом полугодии.

Оценка «Технологий доверия» выглядит оптимистичнее отраслевых прогнозов. Минпромторг прогнозирует снижение продаж легковых автомобилей на 55% в этом году до 750 000 шт., говорил в июне замглавы департамента автопрома министерства Тигран Парсаданян. Такого же прогноза придерживается и «АвтоВАЗ», сказал президент автоконцерна Максим Соколов РБК на ПМЭФ-2022.

Автодилеры настроены еще более пессимистично. В ситуации, когда нет поставок и производства у большинства брендов, говорить об улучшении прогнозов не приходится, констатирует представитель ассоциации «Российские автодилеры». Там ожидают снижения продаж в 2–3 раза в сравнении с прошлым годом. Дилеры традиционно отталкиваются от данных Ассоциации европейского бизнеса, которая насчитала в 2021 г. 1,67 млн проданных новых легковых и легких коммерческих автомобилей (1,54 млн – легковые машины).

При сохранении существующих обстоятельств продажи в ближайшие месяцы продолжат падать, сказал «Ведомостям» заместитель гендиректора по продажам новых автомобилей «Авилона» Алексей Стариков. «Можно ожидать, что цифры падения будут схожи с теми, что мы наблюдаем последние месяцы, т. е. около 80%. Пока в отрасли отсутствуют драйверы, которые могли бы изменить динамику в положительную сторону», – заявил он.

Продажи новых легковушек в июне снизились на 77% в годовом выражении до 32 824 автомобилей, следует из расчетов «Автостат инфо» на основе регистраций транспортных средств. За полугодие рынок просел на 55% до 350 184 машин.

«Автостат» пересмотрел прогноз рынка в худшую сторону, сказал «Ведомостям» исполнительный директор агентства Сергей Удалов. В апреле оно ожидало, что продажи легковушек по итогам года снизятся на 35–70% до 980 000–470 000 автомобилей. Базовый сценарий предполагал снижение наполовину до 750 000 единиц. Теперь базовый прогноз – 600 000 автомобилей (-60%). В оптимистичном варианте рынок снизится на 54% до 690 000, в пессимистичном – на 67% до 505 000 единиц.

«Исходя из текущих объемов продаж в 37 000–40 000 автомобилей в месяц мы придем к результатам базового прогноза. Предпосылок к оживлению спроса нет, хотя машины у дилеров есть – правда, по высоким ценам. Но предпосылок для снижения цен тоже нет, поскольку поставки новых машин практически отсутствуют», – говорит Удалов.