Китайская Chery рассчитывает до конца года выбрать место для сборки машин в России

Пока переговоры продолжаются и партнер окончательно не определен
Китайские автомобили после ухода автоконцернов недружественных стран из России заполняют пустующие ниши отечественного авторынка/ Максим Стулов / Ведомости

Китайская автомобилестроительная компания Chery рассчитывает до конца 2023 г. договориться о сборке с местным партнером в России. Об этом в интервью «Ведомостям» рассказал вице-президент Chery International, председатель совета директоров «Чери автомобили рус» Сунь Луцюань. С наибольшей вероятностью в России будут выпускаться машины головного бренда Chery, пояснил он.

Пока, по словам топ-менеджера, вопрос с производством автомобилей Chery в России до конца не решен. Он отмечает, что в целом локальная сборка экономически целесообразна при продажах на уровне не менее 50 000 автомобилей в год в стране. В первом полугодии 2023 г. в России было продано 46 970 машин Chery без учета суббрендов. Это более чем в 4 раза больше, чем в тот же период 2022 г., и на 22% больше, чем за весь прошлый год, следует из данных Ассоциации европейского бизнеса (АЕБ).

Китайские автомобили после ухода автоконцернов недружественных стран из России заполняют пустующие ниши отечественного авторынка. Как писали «Ведомости» 12 июля со ссылкой на данные таможни КНР и китайской ассоциации автопроизводителей, с января по май 2023 г. в Россию было экспортировано примерно 287 000 автомобилей. За весь 2023 год из КНР в Россию пришло около 162 000 машин. Производство в России есть у Haval, ряд китайских брендов также собирают на калининградском «Автоторе». Занимающая второе место по продажам в России после «АвтоВАЗа» Chery (10 735 легковых машин за июль, по данным «Автостата») сборку здесь не ведет.

При принятии решения об открытии локального производства в стране играют роль и другие факторы, добавил Сунь. Среди них он выделяет налоговую составляющую, размер утилизационного сбора и обязательства, которые компании будет необходимо взять на себя в рамках соглашения с государством.

Утильсбор, который, по сути, является «заградительной квазипошлиной» для ввозимых в страну иномарок, в последний раз проиндексировали с 1 августа 2023 г. Тогда он вырос в 1,7–3,7 раза для легковых машин в зависимости от объема двигателя. Российским и локализованным производителям, которые также платят утильсбор, параллельно выплачиваются бюджетные «промышленные субсидии».

Они формально не связаны со сбором, но де-факто компенсируют его.

По словам топ-менеджера Chery, сейчас автоконцерн проводит оценку возможности производства машин на нескольких российских заводах. Среди приоритетных аспектов в выборе площадки – ее расположение и стоимость рабочей силы, поясняет Сунь. На прямой вопрос, был бы китайской компании интересен бывший завод Volkswagen в Калуге, Сунь лишь сказал, что «это неплохой завод». 

Источники «Ведомостей» и других СМИ называли Chery ключевым претендентом для сборки на калужском заводе. Немецкая компания продала его и остальные активы в России структуре автодилерского холдинга «Авилон» в мае 2023 г. Стоимость сделки, по данным «Интерфакса», составила 125 млн евро. «Ведомости» направили вопросы в Минпромторг и «Авилон». 

Завод Volkswagen в технопарке «Грабцево» под Калугой был запущен в режиме крупноузловой сборки в 2007 г. Через два года он перешел на выпуск автомобилей по полному циклу, включающему сварку, окраску и сборку. Предприятие может выпускать до 225 000 машин в год. В 2015 г. там же был открыт завод по производству двигателей объемом 1,6 л (мощность – 150 000 шт. в год). До простоя, который длится с марта 2022 г., на площадке выпускали легковые Volkswagen Polo и Skoda Rapid, кроссовер Volkswagen Tiguan.

Это не первая попытка Chery запустить производство автомобилей на территории России. В частности, у китайской компании был проект по локализации с «Соллерсом» (владелец бренда УАЗ) на базе Ульяновского автозавода. Об этом стало известно по итогам переговоров президента России Владимира Путина и председателя КНР Си Цзиньпина в Пекине 4 февраля 2022 г. Тогда предполагалось, что компании войдут в стратегическое партнерство, которое будет включать в себя не только выпуск автомобилей, но и развитие новых технологий в области электротранспорта, перспективных модулей и материалов для автопрома. Конкретные параметры проекта стороны планировали зафиксировать до середины 2022 г.

Но летом того же года после начала СВО Chery решила отказаться от идеи выпускать автомобили на площадке УАЗа. «Ведомости» писали об этом 26 августа. Основной причиной для этого стало попадание УАЗа в санкционный список ЕС в начале июня, говорили тогда собеседники «Ведомостей».

Ничего невозможного в том, чтобы собирать Chery в Калуге, нет, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов. При этом он напоминает, что есть незагруженные площадки (после ухода иностранных автобрендов в 2022 г. – «Ведомости»). Но независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев считает возможность запуска сборки Chery в Калуге маловероятной. По его словам, бывший завод Volkswagen будет слишком велик для китайского концерна.

Потенциальный объем инвестиций Cherу в российскую площадку можно будет оценить тогда, когда компания определится с форматом – крупноузловая или мелкоузловая сборка, считает Бургазлиев. Для последнего варианта вложений в калужский завод практически не нужно, заметил он.

«Chery ведет переговоры со многими, чтобы выторговать себе хорошие условия, но по большому счету сами они не готовы инвестировать существенные средства в производство и локализацию в России, – полагает Бургазлиев. – Они прекрасно понимают ситуацию с автозаводами у нас в стране и эффективно пользуются этим в своих интересах».