Продажи новых легковых автомобилей в октябре выросли в 2,6 раза

В оставшиеся до конца года два месяца темпы роста рынка пойдут на спад
Андрей Гордеев / Ведомости

В России в октябре 2023 г. было продано 112 238 новых легковых машин, это в 2,6 раза больше, чем в том же месяце 2022 г., следует из данных регистраций транспортных средств. Их подсчитало СП «Автостата» и системы электронных ПТС – «Паспорт промышленный консалтинг» (ППК). Октябрьский рост оказался выше динамики сентября, когда продажи год к году выросли в 2,5 раза до 110 358 автомобилей.

Традиционно лидером рынка остается «АвтоВАЗ». Всего за октябрь в России было поставлено на учет 34 464 автомобиля Lada – в два раза больше, чем в том же месяце прошлого года. Сам «АвтоВАЗ» отчитался о рекордных за последние 10 лет месячных продажах Lada – 40 912 легковых и коммерческих машин, что в 2,1 раза больше в годовом выражении. Такое расхождение в том числе связано с тем, что после покупки автомобиля у собственника есть 10 дней на то, чтобы поставить его на регистрационный учет.

Среди остальных лидеров продаж преобладают китайские марки. На втором месте в октябре была Haval, которая реализовала 12 823 машины (рост в три раза), на третьем – Chery с 10 859 автомобилями (рост в 2,8 раза), на четвертом – Geely (10 360, рост в 4,2 раза). Замыкает пятерку лидеров Changan, продажи которой выросли в 29 раз на низкой базе прошлого года до 6386 машин. За ней идут Omoda, Exeed (оба – суббренды Chery), корейская Kia, японская Toyota и китайская Jetour.

В модельном топе продаж октября четыре из пяти мест занимает Lada. Только на третьей строчке китайская Haval Jolion – продано 6270 машин, рост год к году в два раза. На первом месте ожидаемо Lada Granta (18 493 автомобиля, рост в 1,7 раза), на втором – Lada Vesta (6981 шт., рост в 5,4 раза). По данным самого «АвтоВАЗа», продажи этих моделей в октябре составили 20 928 и 9034 автомобиля соответственно. На четвертом и пятом местах – внедорожники Lada Niva Travel (4575 единиц, рост в два раза) и Lada Niva Legend (4229 машин, рост в 2,2 раза).

Среди других лидеров октября выделяются Omoda C5, Chery Tiggo 7 Pro Max и Geely Monjaro, занявшие шестое, восьмое и девятое места соответственно. Эти модели год назад в нашей стране не продавались.

В январе – октябре 2023 г. в России было продано 829 548 новых легковых машин, рынок вырос на 60% год к году, следует из данных ППК. Больше трети рынка занимает продукция «АвтоВАЗа»: продажи Lada за 10 месяцев выросли почти в два раза до 260 101 шт. По собственным данным компании, за 10 месяцев было реализовано 283 464 машины.

Следом с большим отрывом идет Chery, продавшая 94 284 автомобиля (рост 3,6 раза). На третьем месте – Haval (81 981 шт., рост в 3,3 раза), следом идет Geely (69 384 машины, рост в 3,7 раза). Замыкает пятерку лидеров Omoda, продажи которой составили 34 335 шт.

Из брендов первой десятки только Kia и Toyota снизили продажи за минувшие 10 месяцев. Результат корейского бренда составил 29 694 единицы (падение в 1,5 раза), японского – 20 126 автомобилей (-23%).

По данным Минпромторга, который в своих расчетах также использует данные ППК, рынок всех транспортных средств за 10 месяцев 2023 г. составил 1,04 млн единиц, что на 56% больше, чем годом ранее. Половина из этого объема была выпущена в России. Из общего количества 830 129 шт. пришлось на легковые автомобили (+56% год к году), 81 235 единиц – на легкие коммерческие (+32%), 116 007 единиц – на грузовики (+85%) и 14 241 шт. – на автобусы (+27%). Продажи электромобилей за отчетный период выросли в четыре раза до 11 024 шт., следует из данных ведомства.

Согласно обновленному прогнозу «Автостата», который представил руководитель агентства Сергей Целиков в октябре, в базовом сценарии рынок новых легковых машин в России в 2023 г. составит 1 045 000 шт. Это на 67% больше по сравнению с 2022 г.

Рынок по итогам года должен преодолеть отметку в 1 млн проданных автомобилей, соглашается автоэксперт Владимир Беспалов. Он полагает, что в ноябре – декабре будет некоторое замедление темпов роста продаж из-за более высокой базы конца прошлого года, а также не самых благоприятных макроэкономических условий.

О том, что продажи второй половины осени и начала зимы будут ниже летних, говорил и независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Он объяснял это тем, что в сентябре и октябре еще продавались машины, ввезенные летом по более низкой ставке утилизационного сбора. Ее правительство проиндексировало с 1 августа, ставка на легковые машины выросла в 1,7–3,7 раза в зависимости от объема двигателя.

За предыдущие периоды сформировался значительный объем отложенного спроса на легковые автомобили, который на данный момент не до конца реализован, говорит директор практики по работе с транспортными предприятиями Kept Надежда Маркова. Постоянный рост цен на автомобили стимулирует потребителя не откладывать покупку. Темпы прироста продаж, вероятно, замедлятся в оставшиеся месяцы 2023 г., считает эксперт. Сейчас более половины продаж легковых автомобилей – это кредитные продажи, а с ощутимым увеличением процентных ставок (из-за рост ставки ЦБ. – «Ведомости») привлекательность покупки автомобиля будет снижаться, полагает Маркова.

Правительство в ближайшие три года выделит 30 млрд руб. на льготные автокредиты, сообщила 2 ноября пресс-служба кабмина. По обновленным условиям льготные автокредиты доступны и инвалидам (до этого распространялись на медработников, сотрудников сферы образования, мобилизованных, добровольцев и военнослужащих по контракту, принимающих участие в спецоперации, и членов их семей). Также увеличена скидка на электромобили – до 35%, но не более 925 000 руб. Базовая скидка на уплату первоначального взноса по кредиту, как и прежде, составляет 20% от стоимости автомобиля, а для жителей ДФО – 25%.