«АвтоВАЗ» в 2023 году снизит выпуск машин на 10% из-за санкций

При этом компания сохранит прибыльность
Максим Стулов / Ведомости

«АвтоВАЗ» в 2023 г. сократит выпуск автомобилей до 10% относительно плана в 400 000 машин из-за попадания в санкционный список минфина США. Об этом сообщил президент компании Максим Соколов на форуме «Транспорт России – 2023». Таким образом, объем производства «АвтоВАЗа» в этом году составит около 360 000 машин. 

«АвтоВАЗ» наряду с «Соллерсом» (владеет маркой УАЗ) и «Москвичом» попал в санкционный список (SDN-List) управления по контролю за иностранными активами (OFAC) минфина США 14 сентября. В октябре Соколов говорил, что это не оказало прямого влияния на деятельность компании. 

При попадании в SDN-List случился повторный (после начала спецоперации и ухода основного акционера «АвтоВАЗа» – Renault) сбой в логистических и финансовых цепочках, в которых задействовано предприятие, пояснил теперь Соколов. 

«Если в прошлом году на первом, втором, третьем пакетах санкций "АвтоВАЗ" глухо встал по всем производственным линиям и площадкам, то сейчас мы немножко, не снизив производительность, приостановили темп производства во вторую смену по Lada Vesta. И перестали работать по субботам и воскресеньям. Все остальные смены работают в полном объеме и с той же самой производительностью», – говорит глава компании (цитата по «Интерфаксу»). 

За 10 месяцев 2023 г. «АвтоВАЗ» выпустил 293 000 машин против 220 000 за весь 2022 г. Продажи Lada за январь - октябрь составили 283 464 автомобиля, что почти вдвое больше по сравнению с тем же периодом прошлого года. В октябре компания продала 40 912 машин, что, по данным «АвтоВАЗа», является лучшим месячным результатом по реализации за последние 10 лет. В ноябре план продаж несколько ниже октябрьского и составляет 37 500 автомобилей, сказал Соколов.

По словам топ-менеджера, в 2023 г., как и в прошлом, ожидается положительный финансовый результат. В 2022 г. компания получила чистую прибыль в размере 1,6 млрд руб. по МСФО. 

Сложности финансового планирования в 2023 г. были связаны с ростом себестоимости комплектующих, ослаблением курса рубля, увеличением ключевой ставки, а также рисками, которые «не просчитывались в изначально утвержденной финансовой модели», перечислил Соколов. До сентября, по его словам, финмодель компании «балансировала на грани маржинальности». 

При этом среди задач «АвтоВАЗа» не только увеличение выпуска машин основной линейки в Тольятти, но и развитие производства на двух других площадках, принадлежащих концерну – «Lada Ижевск» и «Lada Санкт-Петербург». Последняя досталась компании в наследство от ушедшего из России после начала спецоперации японского автоконцерна Nissan. 

На ней «АвтоВАЗ» планировал наладить выпуск нового автомобиля Lada X-cross 5, который в целом представляет собой среднеразмерный кроссовер FAW Bestune T77 с шильдиком Lada. На ПМЭФ-2023 даже состоялась торжественная церемония запуска серийного производства новинки. В итоге из 1000 купленных машинокомплектов FAW собрано было всего около 100 машин, говорил Соколов в начале ноября.

Изначально компания рассчитывала выпустить до 10 000 Lada X-cross 5 в 2023 г. и начать локализацию с привлечением местных поставщиков. Но углубленная локализация этих машин не входила в планы китайцев, говорил «Ведомостям» ранее источник, знакомый с переговорами автоконцернов. При этом качество автомобилей из первой поставленной в Петербург партии, по его словам, оказалось низким. Завод «Lada Санкт-Петербург» должен полноценно заработать в 2024 г., прогнозирует Соколов. 

На завод «Lada Ижевск» планировалось пригласить другого восточного партнера – корпорацию Dongfeng. Переговоры об этом стартовали еще в начале 2023 г., говорил один из собеседников «Ведомостей». Он допускал, что на этой площадке может быть налажен выпуск китайской автотехники под брендом Lada по аналогии с Санкт-Петербургом. 

В Ижевске во II квартале 2024 г. будет налажен выпуск Lada Largus, у которой нет критической зависимости от иностранных поставщиков, сказал «Ведомостям» представитель «АвтоВАЗа». Никаких переговоров с китайской компанией по этой площадке нет, добавил собеседник.

Даже находясь под санкциями, «АвтоВАЗ» вполне сможет сохранить объем производства на уровне 350 000–400 000 автомобилей в год, считает независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Другое дело, какие это будут машины и в каких комплектациях, рассуждает эксперт.

Lada 4x4 выпускается с 1977 г., первые Granta сошли с конвейера завода в Тольятти в конце 2011 г., Vesta выпускается с 2015 г. Последние две модели пережили рестайлинг в 2018 и 2022 гг. соответственно.