Путин высказался за воссоздание отрасли автокомпонентов

Помочь в этом могли бы и сами автопроизводители
Андрей Гордеев / Ведомости

В России необходимо воссоздать отрасль автокомпонентов, поскольку после ухода европейских, японских и южнокорейских автопроизводителей этот сегмент промышленности был практически утрачен. Об этом 14 декабря рассказал президент Владимир Путин на прямой линии, совмещенной с пресс-конференцией «Итоги года с Владимиром Путиным».

Кроме того, президент обратил внимание на рост цен «АвтоВАЗа» примерно на 40%. По его словам, определенные издержки связаны с тем, что компании приходится так или иначе доставать импортные компоненты, но «по другим ценам». Путин выразил надежду, что с развитием производства цены на продукцию концерна будут снижаться. 

«АвтоВАЗ», будучи крупнейшим российским автопроизводителем, сталкивался с перебоями в поставкам импортных компонентов, в частности микроэлектроники, еще в пандемию коронавируса в 2020-2021 гг. В 2022 г., после начала спецоперации и ухода основного акционера компании – французской группы Renault, «АвтоВАЗ» был вынужден вводить периодические простои и выпускать некомплектные автомобили. В прошлом году компания снизила продажи почти в 1,5 раза до 188 645 машин.

За 11 месяцев текущего года в России было продано уже 319 518 новых Lada – почти в два раза больше, чем годом ранее, следует из данных «АвтоВАЗа». Большая часть из них – 190 182 машины – пришлась на самую бюджетную модель Granta. Рестайлинговая Lada Vesta, производство которой было перезапущено в марте, появилась у дилеров лишь в конце мая – июне. Дилеры жаловались на получение некомплектных автомобилей, причем не только Vesta, но и Niva Travel. Кроме того, с начала года автоконцерн испытывал дефицит лакокрасочных материалов («Ведомости» писали об этом 30 января).

Правительство ожидает, что отечественные автозаводы резко нарастят производство и удержат за собой большую часть рынка, следует из заявления премьера Михаила Мишустина. «На горизонте 3–4 лет необходимо обеспечить рост производства отечественных автомобилей на уровне свыше 1,3 млн машин в год. И более 70% продаж должны составлять выпущенные именно у нас», – говорил глава правительства 6 декабря.

Пока локальные автозаводы до указанной премьером доли не дотягивают. Например, из 109 706 легковых машин, проданных в России в ноябре 2023 г., не менее 50 971 шт. (46,5%) собрано в России. Это вся продукция «АвтоВАЗа», Haval, «Москвича», УАЗа и «Автотора». Российский рынок пока далеко не закрыт с точки зрения удовлетворения потенциального спроса, констатировал автоэксперт Владимир Беспалов. 

По его словам, автомобильная отрасль могла бы сама консолидироваться для заказа компонентов у конкретных поставщиков в России, чтобы обеспечить им объем выпуска продукции. При освоении критических технологий нужна помощь государства, признает эксперт. 

Основной программой поддержки автокомпонентных производств в России на сегодня являются льготные займы Фонда развития промышленности Минпромторга. Они выдаются под отраслевые инвестпроекты на срок до пяти лет по ставке 3-5% годовых. Максимальная сумма займа составляет 5 млрд руб. на проект.

Предложить российским автоконцернам создать инвестиционный консорциум для совместного освоения производства отсутствующих в стране компонентов хотела в июне группа «Соллерс». Формализовать инициативу компания рассчитывала на основе поправок в закон «Об инвестиционном товариществе». Это предполагает юридические обязательства участников по инвестициям в совместный проект по производству критических компонентов и по выборке объемов произведенной продукции в рамках данного проекта, но без образования сторонами СП или отдельного юрлица.