Из-за запасов автомобилей на складах дилерам приходится идти на скидки

Стоки по китайским брендам уже достигают двухмесячных объемов продаж
Пока акции для покупателей дают результат: продажи начала января 2024 г. выше аналогичных показателей прошлого года / Алексей Орлов / Ведомости

Запасы новых легковых автомобилей на складах крупных дилерских холдингов в январе 2024 г. оказались максимальными с начала 2022 г., рассказали опрошенные «Ведомостями» авторитейлеры. Сложившаяся ситуация продлится несколько месяцев и будет вынуждать дилеров предлагать скидки покупателям, полагают собеседники.

О рекордных стоках машин официально поставляемых в Россию китайских марок говорит директор департамента продаж новых автомобилей «Рольфа» Николай Иванов. По его словам, сейчас на складе компании 4520 машин против 4266 и 4339 в среднем за 2022 и 2023 гг. соответственно. Это связано с тем, что в IV квартале прошлого года бренды из КНР пытались максимально загрузить склады дилеров, поясняет топ-менеджер.

«Скидки точно будут. Даже если взять декабрь 2023 г., Chery, Exeed и Haval улучшали торговые условия. Они начали понимать, что рынка всем не хватает и приходится где-то демпинговать», – отмечает Иванов. В то же время в запасах машин, привозимых «Рольфом» самостоятельно по параллельному импорту, никаких рекордов нет, констатирует топ-менеджер.

О максимальных с февраля 2022 г. стоках по новым машинам говорит и председатель совета директоров «БН-моторс», президент ассоциации «Российские автодилеры» (РОАД) Алексей Подщеколдин. По его словам, у дилера «перегруз по Lada Vesta» на уровне месячного объема продаж. По китайским брендам складские запасы, по его словам, сейчас достигают двух и более месяцев продаж, что «считается чрезмерным».

Тренд подтверждает также гендиректор ГК «Автодом» Андрей Ольховский. Абсолютные цифры разнятся в зависимости от объема бизнеса дилерского предприятия по данному направлению, под которое и формируется складской запас, добавляет он.

Но покупательская активность стала понемногу снижаться с октября 2023 г. – после очередного повышения ключевой ставки ЦБ (сейчас уже 16%. – «Ведомости») и появления на рынке автомобилей, ввезенных после индексации утильсбора в августе прошлого года, говорит Подщеколдин. Из КНР в IV квартале было поставлено больше новых автомобилей, чем в предыдущие кварталы 2023 г.

«Сейчас к дилерам поступают машины, заказанные в середине – второй половине 2023 г. Китайцы скорректируют производство, но на поставках это отразится только через четыре месяца.

4520 новых автомобилей

есть сейчас на складах «Рольфа», сообщил директор профильного департамента компании Николай Иванов. За прошлый год среднее число автомобилей в стоках дилера составило 4339 машин

Соответственно, в I квартале мы все еще будем получать больше машин, чем можем продать. И это будет давить на дилерскую маржу», – поясняет собеседник.

Импортеры китайских марок заказали много машин в конце лета – начале осени прошлого года, говорит независимый консультант по автопрому Сергей Бургазлиев. Эти автомобили до сих пор поступают к дилерам. Тем из авторитейлеров, кто хочет получить квоту от производителей на II–IV кварталы 2024 г., придется сначала распродать уже заказанные машины, констатирует эксперт.

Подщеколдин считает, что рекомендованные розничные цены (индикативные цены машины, устанавливаемые производителем. – «Ведомости»), скорее всего, не изменятся, но продавцы будут заманивать покупателей различными скидками и спецпредложениями. Учитывая сохраняющийся дефицит некоторых европейских марок, возможен даже рост цен, добавляет Иванов, уточняя, что ценообразование на такие предложения напрямую зависит от курсов валют.

Демпинг на рынке уже идет, но пока клиент не очень готов к покупке из-за высокой ключевой ставки, которая позволяет выгодно держать деньги на депозитах, сказал «Ведомостям» топ-менеджер крупной дилерской группы. На складах его компании скопилось слишком много машин Lada Vesta. Выпуск этой модели существенно вырос в прошлом году, а ее подорожание во втором полугодии составило вплоть до 300 000 руб., объясняет собеседник.  

«АвтоВАЗ» в начале января отчитался о росте продаж Lada Vesta в минувшем году почти в 1,7 раза до 49 272 штук. В 2024 г. компания планирует выпустить около 500 000 автомобилей и реализовать на домашнем рынке порядка 450 000 штук, говорил президент компании Максим Соколов. В 2023 г. производство Lada составило 374 077 машин, продажи в России – 352 572 единицы. 

Декабрьские опросы автомаркетологов подтверждали, что китайские компании в целом намеревались продать в России в 2024 г. 1,2 млн легковых машин. Эксперты тогда отмечали, что такие прогнозы делаются, как правило, без учета ситуации на рынке и планов конкурентов (подробнее см. «Ведомости» от 8 декабря 2023 г.).

«Ведомости» направили вопросы крупнейшим автопроизводителям из КНР, представленным на российском рынке. 

Объемы автомобилей, которые имеются сегодня на складах, не являются критичными и не приносят видимого ущерба дилеру и импортерам, а их нахождение на складах оправдывается широтой номенклатуры по комплектациям и цветам для удовлетворения спроса покупателей, говорит директор розничных продаж «Авилона» Илья Петров. Он подчеркивает, что сформировавшиеся запасы не означают завершения дефицита в отрасли. По словам топ-менеджера, он сохраняется «по тем или иным моделям в разных сегментах рынка».

Дефицит предложения на российском авторынке наблюдался с разной степенью остроты с 2020 г., когда пандемия коронавируса повлияла на поставки микроэлектроники автоконцернам. Низшей точки не только за последние годы, но и с начала третьего тысячелетия рынок достиг в 2022 г., когда продажи сократились на 59% к 2021 г. и составили 626 281 легковой автомобиль, следует из данных «Автостата». В 2023 г. рынок вырос на 69% до 1,06 транспортного средства. Базовый прогноз агентства на 2024 г. предполагает рост продаж на 18% до 1,25 млн машин. 

Сейчас в дилерских сетях много машин, но пока акции для покупателей дают результат: продажи начала января 2024 г. выше аналогичных показателей прошлого года, говорит исполнительный директор «Автостата» Сергей Удалов, не приводя конкретных цифр. «У покупателей есть понимание, что, как только дилерские склады освободятся под новые поставки, скидочные программы будут свернуты», – считает он.