Статья опубликована в № 2451 от 25.09.2009 под заголовком: Зона уволенных

«АвтоВАЗ» увольняет 27 600 человек

«АвтоВАЗ» увольняет 27 600 человек и до конца кризиса будет выпускать не более 500 000 машин в год
«АвтоВАЗ»

Автоконцерн. Акционеры – «Тройка диалог» (25,64%), «Ростехнологии» (25,1%), Renault (25%). Финансовые показатели (МСФО, 2008 г.): выручка – 192,07 млрд руб., чистый убыток – 24,66 млрд руб.

АвтоВАЗ» уволит не 36 000 человек, как планировалось, а 27 600, включая 5000 человек, приказ о сокращении которых был подписан 14 сентября, сообщила вчера компания. В результате численность персонала упадет на четверть до 75 000 человек.

Мера предусмотрена антикризисной программой «АвтоВАЗа» (совет директоров рассмотрит ее 29 сентября) и необходима для поддержания рентабельности завода, подчеркивается в пресс-релизе. «Наш завод находится в очень тяжелом финансовом положении, убытки составят около 35 млрд руб. за 2009 г.», – передал вчера «Интерфакс» со ссылкой на выступление президента «АвтоВАЗа» Игоря Комарова в эфире телеканала «ВАЗ-ТВ». «Наша основная цель и задача – не допустить банкротства и последующей распродажи завода по частям», – добавил он.

С новым штатом автоконцерн может быть прибыльным, выпуская 500 000 машин в год, отмечается в его сообщении. По данным председателя официального профсоюза «АвтоВАЗа» Николая Карагина (менеджмент согласовал с ним увольнения и антикризисную программу), в этом году завод произведет не более 330 000 машин, в 2010 г. – порядка 440 000 шт., а в 2011 г. – 490 000 шт.

«АвтоВАЗу» необходимы столь жесткие меры по сокращению издержек, согласна аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова. В 2008 г. на заработную плату завод направил 24,6 млрд руб., получив примерно такой же чистый убыток. Поначалу при сокращении штата «АвтоВАЗу» вновь придется потратиться: уведомить работников о сокращении за два месяца и выплатить пособие в объеме двух средних заработных плат. При увольнении 5000 работников в этом году на компенсации и пенсионные выплаты может уйти 650 млн руб., подсчитала Сахнова, сокращение еще 22 600 человек может добавить еще 2,29 млрд руб., зато уже в 2010 г. завод сможет сэкономить на зарплатах 3,224 млрд руб., а начиная с 2011 г. – по 5,424 млрд руб. ежегодно.

Зато перед Самарской областью и государством увольнения на «АвтоВАЗе» поставят непростую задачу. Тольятти – крупнейший моногород страны с населением примерно 700 000 человек, жизнь которых зависит от «АвтоВАЗа».

Правительство «самым внимательным» образом следит за ситуацией на «АвтоВАЗе», особенно за социальными последствиями, говорит пресс-секретарь премьера Дмитрий Песков. Что будет с уволенными, он не сказал, отметив лишь, что «АвтоВАЗ», как и другие компании, координирует свои действия с госпрограммами по занятости.

Минпромторг и областная администрация готовят программу развития области, которая предусматривает создание в 2010–2015 гг. 50 000 рабочих мест, рассказывает замминистра Станислав Наумов: «Рассчитываем, что на них будут заняты как уволенные сотрудники «АвтоВАЗа», так и тольяттинская молодежь, которая из-за проблем на градообразующем предприятии не может найти работу».

В рамках этой программы в области будут создаваться предприятия по производству высокотехнологичной продукции и промышленному дизайну. По словам Наумова, на этот проект может уйти до трети заложенного в проекте бюджета-2010 резерва на поддержку моногородов (10 млрд руб.).

Министр промышленности и энергетики Самарской области Владислав Капустин предлагает создать в Тольятти особую экономическую зону (ОЭЗ). По его данным, президент Дмитрий Медведев уже поручил правительству ускорить рассмотрение вопроса о создании ОЭЗ. Проект начал разрабатываться в 2008 г. после подписания соглашения «Ростехнологий» о создании СП с Pirelli, но из-за кризиса все затормозилось, хотя землю под ОЭЗ правительство области выкупило еще в феврале этого года. По мнению Капустина, в создании ОЭЗ может быть задействовано до 5000 человек.

Кроме ОЭЗ у властей есть еще один рецепт, как устроить работников «АвтоВАЗа», – общественные работы. Правительство области обещает устроить на них всех, кто захочет. В 2009 г. на борьбу с безработицей Роструд перечислил области 749 млн руб. (еще 39 млн руб. выделено из облбюджета). В 2010 г. областное правительство намерено попросить из бюджета на эти цели не менее 1 млрд руб., говорит сотрудник пресс-службы области. Некоторым область предложит переобучение сроком до 5–6 месяцев с выплатой стипендии.

Вернуть часть работников со временем обещает и «АвтоВАЗ». Из 9000 рабочих трудоспособного возраста к 2012 г. на заводе вновь будут востребованы 6000. К тому времени «АвтоВАЗ» планирует запустить новую линию для сборки машин на платформе Renault.

Даже после этих сокращений «АвтоВАЗу» потребуется госпомощь, чтобы выжить. Только банкам завод должен 37 млрд руб. Вопрос о госпомощи ему правительство рассмотрит 30 сентября, рассказал один из чиновников. Представитель первого вице-премьера Игоря Шувалова (ему поручено заниматься проблемой «АвтоВАЗа») от комментариев отказался.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать