Статья опубликована в № 2451 от 25.09.2009 под заголовком: Дорогой Путина

Путин дал РЖД задание на 130 млрд руб.

Монополии должны помогать друг другу, решил Владимир Путин и поручил РЖД выкупить у «Газпрома» железную дорогу на Ямале. Названная «Газпромом» цена – 130 млрд руб. – РЖД не устроила

Вчера Путин провел совещание по освоению Ямала, будущего центра добычи «Газпрома» (см. статью на стр. Б2). Запасы полуострова огромны, но инвестиции могут превысить $100 млрд. И как минимум от одного «Газпром» нужно «освободить» – от строительства железнодорожной инфраструктуры, отметил премьер-министр. Путин поручил заняться этим РЖД, а также выкупить у «Газпрома» то, что он успел построить. Дорога отвлекает ресурсы газовой монополии – ей нужно освоением месторождений и добычей заниматься, отметил премьер.

Протяженность ямальской железной дороги (Обская – Бованенково) должна составить 572 км с 12 разъездами и 70 мостами. Ее начали строить еще при СССР, сейчас уложено 472 км пути. Общая себестоимость построенного полотна – около 130 млрд руб., заметил предправления «Газпрома» Алексей Миллер. «Мы готовы продать [дорогу] РЖД по себестоимости», – тут же добавил он.

Для РЖД это был сюрприз. «За такие деньги пусть себе оставят», – не выдержал президент монополии Владимир Якунин, который тоже был на совещании. Он тут же оговорился, что с «Газпрома», естественно, нужно снять дополнительную нагрузку, иначе «ни один инвестор туда [на Ямал] не полезет». Но нужно учитывать и интересы РЖД: 130 млрд руб. – это «нереалистично». Кроме того, часть потраченных денег «Газпром» уже отбил, его инвестиционные расходы заложены в тарифе на транспорт газа, добавил Якунин. Поэтому выкуп ветки по себестоимости «абсолютно не устраивает РЖД», резюмировал ее руководитель.

«Газпром» заранее ничего не готовил, никаких обращений в правительство не было, предложение продать дорогу впервые прозвучало на совещании в Салехарде, уверяет представитель концерна. Не слышали о таком обращении и опрошенные «Ведомостями» менеджеры РЖД.

Обе госкомпании серьезно пострадали от кризиса: у газовой добыча упала за восемь месяцев на 23% к аналогичному периоду 2008 г., у железнодорожной – грузовые перевозки на 21%. Но «Газпром» прибылен: за полгода – 169 млрд руб. по РСБУ (минус 41% к 2008 г.), а у РЖД чистый убыток – почти 14 млрд руб. (против 27 млрд руб. прибыли год назад).

Без поддержки государства РЖД не справится, уверен гендиректор Института естественных монополий Юрий Саакян. Ведь если государство, единственный акционер компании, решает выкупить актив «Газпрома», оно же должно определить и источники финансирования. Например, через вклад в уставный капитал РЖД, добавляет он.

Какой может быть госпомощь РЖД, еще не решено, вопрос будет прорабатываться, говорит представитель правительства. В бюджете на 2009–2010 гг. таких расходов пока нет.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать