Государство позволит гражданам полетать


«Я с симпатией отношусь к идее создания фонда, – говорит гендиректор «Ютэйр» Андрей Мартиросов. – Но кем и как он будет управляться – ведь речь идет о серьезных деньгах?» По его расчетам, взнос не должен превышать 0,5–1% стоимости билета, т. е. примерно 30 руб.; «Ютэйр» перевозит 4 млн человек в год, значит, за год накопит 120 млн руб. А пассажиропоток «Аэрофлота» с «дочками» – 12 млн человек. Выходит, крупные компании будут покрывать риски мелких, недоумевает представитель «Аэрофлота», национальному перевозчику ближе страхование. В мире специальные гарантии требуют лишь от авиакомпаний, только что вышедших на рынок, добавляет представитель «Трансаэро».

В бюджет 2010 г. заложено 5 млрд руб. – на случай, если какая-то авиакомпания не сможет перевезти пассажиров, купивших билеты, рассказал замминистра транспорта Валерий Окулов. Но больше чиновники помогать не хотят: к 2011 г. должны появиться механизмы финансовой ответственности самих авиаторов перед пассажирами, сказал замминистра.

Дискуссия на эту тему началась в конце 2008 г., когда из-за долгов прекратил полеты «Эйрюнион». Авиакомпаниям предложено три варианта: банковская гарантия, страховка и накопительный фонд за их счет, рассказал Окулов. Первый – дорог, второй – требует изменений в законы, третий – самый реальный, полагает чиновник. Формироваться фонд будет 3–5 лет, чтобы отчисления для авиакомпаний и пассажиров (ведь нагрузка будет переложена на них) были не так ощутимы. Механизм будет разработан за полгода, а размер взноса будет зависеть от пассажиропотока и протяженности маршрутов, добавил он.