Железную дорогу защитят за счет автомобилей и самолетов

Правительство не будет предоставлять 1 млрд руб. РЖД на безопасность движения поездов на маршруте Москва – Санкт-Петербург. Эту сумму монополия уже получила прошлым летом для перевозки автомобилей на Дальний Восток. Но услуга оказалась невостребованной

РЖД

Железнодорожный оператор. владелец – государство (100% акций). финансовые показатели (РСБУ, девять месяцев 2009 г.): выручка – 777,75 млрд руб., чистая прибыль – 35,14 млрд руб.

О просьбе РЖД дать из бюджета 1 млрд руб. на повышение безопасности перевозок между двумя городами в середине декабря объявил министр транспорта Игорь Левитин. Оказалось, что к тому времени у чиновников уже был готов рецепт для монополии. Как стало известно «Ведомостям», 4 декабря совещание на этот счет проводил первый вице-премьер Игорь Шувалов (копия протокола есть у «Ведомостей»). Участники совещания, среди которых были вице-премьеры Сергей Иванов и Александр Жуков, министр экономического развития Эльвира Набиуллина, Левитин и президент РЖД Владимир Якунин, решили, что РЖД возьмет 1 млрд руб. из средств, которые были выделены ей из бюджета в 2009 г. для перевозки новых автомобилей из европейской части России на Дальний Восток.

Услуга не пользовалась спросом, поэтому из общей суммы в 2 млрд руб. было израсходовано всего 265 млн руб. 1 млрд руб. пойдет на оснащение железнодорожного полотна техническими приспособлениями, в том числе средствами видеонаблюдения, объяснял ранее «Ведомостям» чиновник Минтранса. Это стало крайне актуально после крушения «Невского экспресса» 27 ноября, в результате которого погибло 27 человек. Как будут использованы оставшиеся 735 млн руб., собеседники «Ведомостей» не говорят.

На совещании у Шувалова был найден источник финансирования и для модернизации Улан-Баторской железной дороги (УБЖД, в равных долях принадлежит Монголии и России, в 2009 г. российский пакет передан в управление РЖД). В этом году учредители УБЖД должны увеличить капитал на $250 млн. Россия готова не только внести свою долю в $125 млн, но и выделить монгольской стороне кредит на такую же сумму, говорится в протоколе. Часть средств (какая именно, не указано) будет взята из 5 млрд руб., зарезервированных в бюджете на случай, если какая-либо из авиакомпаний не сможет перевозить пассажиров. В 2009 г. из-за финансовых проблем прекратила полеты «КД авиа», ее пассажиров перевозили другие перевозчики. На компенсацию их затрат ушло 107,1 млн руб., сообщил представитель Росавиации.

Минфин одобрил первое предложение – передать 1 млрд руб. на безопасность из денег на перевозку автомобилей, сообщил представитель министерства, что касается ситуации вокруг УБЖД, то решения еще нет. Перераспределение бюджетных средств – «допустимое исключение из правил, обусловленное необходимостью», подчеркнул он. С одной стороны, ничего особенного нет: деньги идут на то, что нужнее, отмечает партнер ФБК Игорь Николаев. Но это показывает, что антикризисные меры имеют слабое экономическое обоснование – иначе как объяснить их неэффективность, рассуждает эксперт, напомнив, что идея навязать российские машины жителям Дальнего Востока изначально была спорной.