Одежная компания Таймураза Боллоева выжила за счет военных

«БТК групп», петербургский производитель классической мужской одежды, принадлежащий президенту «Олимпстроя» Таймуразу Боллоеву, справляется с кризисом лучше, чем конкуренты, благодаря заказам госкомпаний и Министерства обороны

В прошлом году «БТК групп» выиграла и закрытый конкурс на пошив 4000 комплектов формы для бортпроводников и стюардесс «Аэрофлота»: авиакомпанию устроило предложенное БТК соотношение цены и качества, а также разработанный фасон, говорит Ирина Данненберг, начальник пресс-службы «Аэрофлота».

ЗАО «БТК групп»

швейное предприятие. основано в 1919 г. акционеры (СПАРК) – граждане РФ. финансовые показатели (СПАРК, 2008 г.): выручка – 1,45 млрд руб., чистый убыток –53,83 млн руб.

Боллоев, экс-президент пивоваренной компании «Балтика», приобрел мажоритарный пакет ЗАО «Фабрики одежды Санкт-Петербурга» (ФОСП), в 2005 г. Тогда же он стал также акционером петербургской фабрики «Труд», специализирующейся на пошиве спецодежды. Позже эти компании были объединены в «БТК групп». По словам источника, близкого к Боллоеву, предприниматель рассчитывал, что рынок мужской одежды будет быстро расти.

Но в прошлом году БТК приходилось сокращать производство костюмов в пользу униформы: в 2009 г. 70% мощностей БТК загружено госзаказом, тогда как в 2008 г. этот показатель составлял 60%. По данным компании, в 2009 г. объем ее производства вырос в два раза по сравнению с 2008 г. до 1,5 млн изделий. При этом продажи мужской одежды под брендами БТК – FOSP и Onegin – в 2009 г. из-за кризиса снизились на 20%, признает Владимир Кавзанович, президент ЗАО «БТК групп».

В целом за прошлый год индекс текстильного и швейного производства в Петербурге снизился на 13%, а в Ленобласти – на 40%, сообщает Петростат. А опрос «Комкона» TGI-Russia, показал, что россияне в 2009 г. купили почти на 16% меньше костюмов, чем в 2008 г. По оценке директора по продажам и маркетингу ивановской швейной фирмы «Айвенго» Натальи Торицыной, спрос на классические мужские костюмы в прошлом году упал еще сильнее – в 2–2,5 раза. Швейные фабрики перепрофилируют производство на пошив верхней одежды, школьной формы и сопутствующих товаров, говорит Торицына.

А «БТК групп» уже второй год подряд получает заказы на производство военной формы. В феврале 2009 г. ей достался госконтракт Минобороны РФ стоимостью 933 млн руб. на производство и поставку формы нового образца для военнослужащих. (По оценке компании «Чайковский текстиль», это соответствует примерно 10% общего объема рынка военной униформы без учета обуви и белья.) А 13 января 2010 г. премьер-министр РФ Владимир Путин подписал распоряжение о назначении «БТК групп» единственным поставщиком формы для участников военных парадов и выпускников военных вузов. Ею планируется обеспечить всех участников Парада Победы (в 2009 г. в нем приняло участие 26 000 военных), а также около 16 000 выпускников. Представитель Минобороны не сообщил, почему поставщиком была выбрана БТК.

В прошлом году БТК сшила 151 комплект одежды для проводников поездов «Сапсан» по утвержденному РЖД дизайну. РЖД обратилась к БТК, так как компании уже сотрудничали – в 2004 г. «БТК групп» участвовала в разработке дизайна униформы РЖД для фирменных поездов, сообщила пресс-служба РЖД.

Но два участника рынка, попросившие не называть их имен, считают, что конкурентным преимуществом «БТК групп» при получении подобных заказов являются связи основного владельца компании. В 2004 г. Боллоев был доверенным лицом в избирательном штабе кандидата в президенты России Владимира Путина, а с июня 2009 г. возглавляет госкорпорацию «Олимпстрой». Сам Боллоев сообщил «Ведомостям», что сейчас не участвует в управлении бизнесом БТК и никаких переговоров по деятельности компании не ведет, поскольку занимается «Олимпстроем». Кавзанович уверен, что преимущество БТК в самом современном оборудовании – только в 2009 г. компания вложила в развитие производства $50 млн, а значит, она способна выполнить заказ любой сложности. Сергей Грищенко, гендиректор компании «Прогресс-стратегия», также работающей по госконтракту с Минобороны, соглашается, что для производства новой формы требуется современное оборудование, поэтому ее могут шить не многие.

Участники рынка считают, что полученные БТК заказы не приносят большой прибыли, но обеспечивают другие выгоды. По словам Кавзановича, рентабельность производства мужской одежды составляет 45%, а униформа из-за жестких условий тендера производится с минимальной прибылью. «Минобороны – крупный заказчик, но и риски работы с ним крупные. Например, в прошлом году были задержки финансирования», – добавляет Евгений Шувалов, вице-президент ассоциации «Восток-сервис». Прибыль при исполнении госзаказа в десятки раз меньше, чем при пошиве костюмов, а задержки финансирования могут достигать полугода, однако госконтракт – это стабильность, замечает Грищенко. Заказчик выплачивает 30%-ный аванс, а кроме того, исполнитель получает доступ к банковским кредитам, что особенно важно сейчас, говорит Дмитрий Рыбаков, директор бизнес-направления компании «Чайковский текстиль». Поэтому в тендерах на госзакупки много участников, добавляет он.

Кавзанович оценивает долю «БТК групп» на рынке спецодежды, без учета военной формы, в 10% и рассчитывает удвоить ее до конца 2010 г. за счет выпуска инновационных продуктов и развития сбыта. Компания планирует в этом году участвовать в тендерах РЖД, Министерства обороны, МВД, Роспотребнадзора, «Аэрофлота» и других госструктур и частных компаний, говорит Кавзанович. Но от костюмов предприятие не откажется: в этом году оно планирует расширить ассортимент сорочек, галстуков и аксессуаров в расчете на увеличение спроса, добавляет он.