«Аэрофлот» создает бюджетную и чартерную «дочки»

Главный авиаперевозчик России хочет стать похожим на немецкую Lufthansa: он создаст чартерную и бюджетную «дочки», чтобы за 15 лет увеличить пассажиропоток и выручку вчетверо

Исправленная версия. Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве Ведомостей (Смарт-версия).

В этом году компания (с учетом «дочек», в том числе передаваемых «Ростехнологиями») планирует перевезти 19,9 млн человек, а в 2025 г. — 79,5 млн, говорится в проекте стратегии развития группы «Аэрофлот» до 2025 г. (копия есть у «Ведомостей»). Каждые пять лет компания собирается увеличивать перевозки примерно на 20 млн пассажиров, в результате чего рыночная доля «Аэрофлота» вырастет с нынешних 35,9 до 65,6%, а выручка — с $4,5 млрд до $18 млрд, но ее структура кардинально изменится.

«Аэрофлот»

авиакомпания. пассажиропоток в 2009 г. – 8,7 млн человек без учета «дочек», более 11 млн человек – с учетом. Основной акционер – государство (51,17%). капитализация – $2,4 млрд. выручка (1-е полугодие, РСБУ) – 48,3 млрд руб. прибыль – 3,9 млрд руб.

В этом году 43% доходов «Аэрофлот» рассчитывает получить от внутренних регулярных рейсов, 40% — от международных, 10% — от чартеров и 7% — от трансфертных. За 15 лет доля внутренних рейсов должна вырасти до 47%, трансфертов — почти до 20%, а международных рейсов сократится до 25%.

Чтобы расширить бизнес, «Аэрофлот» намерен не только развивать сегменты, где он уже работает, но и заняться низкобюджетными перевозками. Для этого будет создана специальная «дочка», а все чартерные перевозки достанутся «Оренбургским авиалиниям», говорится в документе, других подробностей в нем нет.

Это напоминает бизнес-модель немецкой Lufthansa, когда перевозчик присутствует практически во всех сегментах, отмечает аналитик «ВТБ капитала» Георгий Тараканов, даже запланированные «Аэрофлотом» на 2025 г. цели похожи на показатели сегодняшней Lufthansa: в 2009 г. она вместе с «дочками» перевезла 76,5 млн пассажиров, заработав 22,3 млрд евро.

Такая модель вполне может подойти «Аэрофлоту», учитывая, что он является ядром для консолидации авиаотрасли, считает Тараканов: динамично наращивать пассажиропоток только за счет регулярных рейсов невозможно. Но планы «Аэрофлота», по его мнению, все же слишком оптимистичны: стратегия предусматривает 10%-ный рост числа пассажиров ежегодно, при том что мировой рынок будет расти на 4-5%, а российский — на 6%. К тому же компании помешает нехватка пилотов, самолетов и пропускной способности аэропортов (см. врез). По расчетам «ВТБ капитала», группа «Аэрофлот» при самых благоприятных условиях сможет к 2025 г. перевозить 65 млн человек.

Тяжелее всего компании придется на рынке трансфертных перевозок. На четырех основных трансконтинентальных направлениях (Европа — Азия, Европа — Ближний Восток, Северная Америка — Азия и СНГ — другие страны) безоговорочно лидирует Lufthansa, указано в проекте стратегии «Аэрофлота». Затем идут Air Francе — KLM и British Airways. Относительно устойчивые позиции у «Аэрофлота» лишь в странах СНГ. Здесь авиакомпания планирует до 2015 г. сформировать альянсы с перевозчиками Украины, Казахстана и Узбекистана или купить доли в них, говорится в документе.

Предыдущий гендиректор «Аэрофлота» Валерий Окулов тоже хотел превратить его в глобального игрока, называя в качестве конкурента ту же Lufthansa: к 2015 г. он собирался организовать транзитные перевозки из Европы через Москву в Юго-Восточную Азию. Сейчас Окулов не комментирует стратегию «Аэрофлота».

Комитет совета директоров 22 сентября в целом одобрил проект стратегии, рассказал «Ведомостям» один из директоров. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.