Правительство готово расстаться с контролем в «Совкомфлоте»


«Совкомфлот»

судоходная компания. акционер – государство. выручка (2009 г., МСФО) – $1,22 млрд. чистая прибыль – $216,8 млн.

Правительство готово расстаться с контрольным пакетом акций крупнейшей судоходной компании России – «Совкомфлота». 25% акций может быть продано в 2011 г., 25% минус 1 акция – в 2012–2013 гг., в 2014–2015 гг. доля государства может снизиться ниже контрольной, говорится в материалах Минэкономразвития. Правда, это произойдет «при условии обеспечения контроля за размещением заказов на российских верфях».

Источник в «Совкомфлоте» не знает, каким образом правительство будет контролировать размещение заказов на российских верфях. Качественные танкеры по разумной цене «Совкомфлот» и так купит, отмечает собеседник «Ведомостей». Получить комментарии в Минэкономразвития не удалось.

Сейчас во флоте «Совкомфлота» доминируют танкеры иностранного производства – 138 из 150 единиц. Но соотношение будет меняться. В конце октября «Совкомфлот», Объединенная судостроительная корпорация (ОСК) и Daewoo Shipbuilding & Marine Engineering (DSME) подписали соглашение о строительстве танкеров для перевозки сырой нефти и нефтепродуктов.

С 2012 по 2014 г. будет построено шесть судов, на такое же количество предусмотрен опцион. Сумма заказа – до $800 млн. При этом несколько судов будет строиться на российских верфях. Первые два танкера будут построены на верфях DSME при участии российских специалистов. Следующие два – частично на дальневосточном СП компаний, строящемся заводе «Звезда-DSME», где будут собраны корпусные конструкции. Оставшиеся суда будут построены полностью на российской верфи.

«Совкомфлот» готов эксплуатировать российские танкеры, уверена аналитик «ВТБ капитала» Елена Сахнова, но пока они не выдерживают конкуренции с иностранными по цене и качеству. В стремлении помочь ОСК государство должно соблюдать «разумный баланс», чтобы навязыванием отечественной техники не навредить «Совкомфлоту». Нужно предусмотреть льготы для ОСК – по налогам, лизингу и проч., а также существенно улучшить качество нашего судостроения, рассуждает эксперт.

Что же до приватизации «Совкомфлота», то желающих будет достаточно, добавляет Сахнова: это один из самых привлекательных активов.

В 2010–2015 гг. «Совкомфлот» намерен твердо войти в первую тройку танкерных перевозчиков мира и удвоить показатели: выручку – до $2,5 млрд, EBITDA – до $1,2 млрд. Компания также хочет стать крупнейшим морским перевозчиком российских энергоносителей с долей рынка в 30–35% (сейчас 15–20%).