Бизнес
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2753 от 13.12.2010 под заголовком: «Камаз» едет в Белоруссию

Минский автомобильный завод в очередной раз приватизируется

Белоруссия опять собирается приватизировать Минский автозавод (МАЗ). На актив претендуют «Ростехнологии», крупнейший акционер «Камаза»
«Камаз»

Автопроизводитель. Акционеры: «Ростехнологии» (49,9%), «Тройка диалог» (27,3%), Daimler (11%), ЕБРР (4%). Капитализация – 51,3 млрд руб. Выручка (МСФО, 1-е полугодие 2010 г.) – 31,9 млрд руб. Убыток – 397 млн руб.

Минский автомобильный завод

Автопроизводитель. Выручка (1-е полугодие 2010 г., данные Белоруссии) – $418,1 млн. Прибыль – $38,31 млн.

О том, что Белоруссия собирается продать часть акций МАЗа, в пятницу рассказал гендиректор предприятия Александр Боровой. Покупателями могут стать «Камаз», группа ГАЗ, итальянская Iveco и даже Венесуэла, где МАЗ создает сборочное производство, перечислил он.

У «Камаза» денег на покупку актива нет, но долю в МАЗе планирует приобрести крупнейший акционер российского производителя грузовиков – «Ростехнологии» (владеют 49,9%), рассказал Сергей Когогин, гендиректор «Камаза» и субхолдинга «Ростехнологии-авто». Последнего интересует контрольный пакет акций МАЗа, хотя компания готова выкупить и все 100%, добавил он, отказавшись назвать цену. По самой оптимистичной оценке, МАЗ может стоить максимум $1 млрд, полагает руководитель автопрактики Ernst & Young Иван Бончев.

Покупка МАЗа «Ростехнологиями» позволит «Камазу» увеличить выпуск автокомпонентов – двигателей, коробок передач, мостов и т. д. – за счет поставок на МАЗ и быстрее окупить инвестиции в развитие этих производств, объяснил Когогин. Возможная сделка уже обсуждалась с Daimler (ей вместе с ЕБРР принадлежат 15% «Камаза») и получила предварительное одобрение белорусских чиновников, добавил он. Представитель Daimler на запрос «Ведомостей» не ответил, получить комментарии правительства Белоруссии не удалось.

Конкуренции за актив среди российских компаний, похоже, не будет. Группа ГАЗ не интересуется покупкой МАЗа, говорит ее вице-президент Елена Матвеева. Представитель Iveco на запрос «Ведомостей» не ответил.

Белорусские власти уже 10 лет говорят о приватизации МАЗа: в 2000–2001 гг. Олег Дерипаска хотел включить предприятие в свой автохолдинг, и чиновники начали разрабатывать варианты приватизации завода. Но, несмотря на неоднократные заявления о необходимости продажи, МАЗ был включен в программу приватизации лишь в 2008 г., а акционирован в начале 2009 г.

До кризиса покупкой МАЗа интересовались «Камаз» и группа ГАЗ. Последняя предлагала Белоруссии создать компанию на базе МАЗа и входящего в группу автозавода «Урал». В этом случае 40% СП принадлежало бы Белоруссии, 35% – ГАЗу, остальные 25% – одному из международных инвестбанков. «Тройка диалог» (владеет 27,3% «Камаза») предлагала белорусскому правительству обменять 50% плюс 1 акция МАЗа на аналогичный по стоимости пакет в российском автопроизводителе. Интересовались МАЗом и «Ростехнологии», однако в кризис все переговоры прекратились.

По наиболее вероятному сценарию из стратегии развития автопрома до 2020 г., в сегменте грузовиков должен сформироваться национальный экспортно-ориентированный лидер. Логичнее его создавать на базе «Камаза», считает Минпромторг. Предполагалось, что предприятие сможет купить иностранного конкурента при финансовой помощи государства. Согласно представленной в пятницу стратегии развития самого «Камаза», к 2020 г. объемы его продаж должны вырасти до 100 000 грузовиков в год, из которых 30 000 будут отправлены на экспорт (в 2010 г. будет продано 32 100 машин, из них 4000 – на экспорт). Однако эта стратегия не учитывает возможных покупок других автопредприятий, она предполагает лишь органический рост, подчеркнул Когогин.

По данным «АСМ-холдинга», в январе – октябре 2010 г. МАЗ выпустил 8773 грузовика, 1345 автобусов и 22 троллейбуса. Компания специализируется на выпуске тяжелых грузовиков и является прямым конкурентом «Камаза», так как большую часть продукции поставляет в Россию, отмечает гендиректор «Автостата» Сергей Целиков. Однако, как и другие крупные госпредприятия Белоруссии, МАЗ управляется неэффективно и обременен непрофильными активами, отмечает он.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать