«Лукойл» договорился с "Роснефтью" о разработке шельфа

Не найдя в BP партнера для работы в Арктике, "Роснефть" пустит в свои проекты российскую компанию
Д.Гришкин

Последний месяц стал для «Лукойла» самым удачным за последнее время: компания обеспечила себе доступ к российским недрам. Получив на прошлой неделе 25%-ную долю в проекте по разработке месторождений им. Требса и Титова, сегодня компания договорилась с «Роснефтью» о совместной разработке шельфа России.

«Ограничения по разработке шельфа для частных и зарубежных компаний сдерживают инвестиционную привлекательность нашей страны», - жаловался в телефонной конференции президент «Лукойла» Вагит Алекперов в марте, после того как компания отчиталась по финансовым результатам прошлого года.

Уже спустя месяц компании удалось обойти эти ограничения. Сегодня «Лукойл» и «Роснефть» подписали соглашение, по которому последняя пустит партнера в свои проекты по геологоразведке и разработке российского шельфа, сообщил представитель "Роснефти".

Схему возможного сотрудничества компании пока не раскрывают. Сейчас «Роснефть» имеет право на разведку арктического шельфа (см. врез), а также шельфа южных морей – Каспийского, Черного и Азовского. По последним «Роснефть» и планирует посотрудничать с «Лукойлом», рассказал сотрудник компании.

Решение «Роснефти» привлечь к шельфовым проектам партнера логично, говорит аналитик Банка Москвы Денис Борисов: в мировой практике разработка таких проектов в консорциумах — традиция.

Это связано с высокими рисками в шельфовых проектах, поясняет он: фиансовыми (стоимость одной разведочной скважины может доходить до $100 млн) и технологическими (под одно месторождение можно пробурить ограниченное число скважин).

«Роснефти» интересен опыт «Лукойла» по работе на шельфе Каспия, говорит Борисов: по сравнению с ним опыт работы в этом регионе самой «Роснефти» незначителен.

А интерес «Лукойла» к проектам вообще понятен, добавляет Борисов: добыча компании в России падает (за последний год — на 5%), а новых отечественных месторождений, которые «Лукойл» может реально получить на суше, не предвидится.

"При сегодняшнем режиме у "Лукойла" нет шансов участвовать в таких конкурсах", - сказал вице-президент компании Леонид Федун после объявления результатов по месторождениям им. Требса и Титова. Крупных месторождений в традиционных регионах присутствия «Лукойла» - в Западной Сибири и Тимано-Печоре – в нераспределенном фонде нет, говорит Борисов. В этой ситуации «Лукойлу» остается только претендовать на шельфовые проекты (у частных компаний эмбарго на получение лицензий по ним) или пополнять ресурсную базу за рубежом.

Подходящий партнер

«Роснефть» ищет партнера и для разработки арктического шельфа. Компания пытается договориться с BP, но ТНК-ВР сейчас оспаривает сделку. Компания хотела сама поучаствовать в проекте. «ТНК-ВР никогда не рассматривалась в качестве возможного участника альянса из-за отсутствия требуемой компетенции», - ответила на это в официальном сообщении сама «Роснефть». А вот «Лукойл» «Роснефть» устроил.