Геннадий Тимченко решил заняться строительством дорог

Совладелец нефтетрейдера Gunvor Геннадий Тимченко решил заняться строительством дорог. Как стало известно «Ведомостям», его компания участвует в конкурсе на строительство части Западного скоростного диаметра в Петербурге стоимостью более 130 млрд руб.
ИТАР-ТАСС

В конкурсе на строительство центрального участка Западного скоростного диаметра (о проекте см. врез и карту) заявки подали два консорциума, вскрытие конвертов с заявками состоялось 12 июля. Первый претендент – «Магистраль Северной столицы» (МСС) – сформирован «ВТБ капиталом», Газпромбанком, итальянской строительной компанией Astaldi и турецкими Ictas Insaat и Mega Yapi. В консорциум «Балтийская концессионная компания «Магистраль» (БКК «Магистраль») входят Балтийская дноуглубительная компания (БДК) Андрея Кобзаря, «Терра нова» (First Quantum Виталия Южилина), «Сбербанк-инвестиции», «Ренессанс констракшн», «Мостоотряд № 19», Vinci, Porr, Jan De Nul и кипрская Oliveridge Investments.

Последняя появилась в составе БКК «Магистраль» лишь в прошлую пятницу, когда конкурсная комиссия согласовала изменения в составе консорциума, рассказал гендиректор БДК Владимир Бланк. Кому принадлежит компания, он не сказал. Бланк лишь отметил, что Oliveridge Investments – финансовый инвестор.

Oliveridge – структура Геннадия Тимченко, утверждает сотрудник одной из компаний консорциума и вице-губернатор Санкт-Петербурга Юрий Молчанов. Инвестфонд Volga Resources, управляющий активами Тимченко, владеет 100% компании Bruckner Investments (BVI). Та, в свою очередь, владеет Oliveridge Investments, подтвердил представитель Volga Resources. Инвестиции в инфраструктурные и строительные проекты и активы – один из приоритетов фонда, говорит он.

Победитель конкурса должен будет инвестировать 82,86 млрд руб. в строительство участка длиной 11,45 км. Еще 52,64 млрд руб. предоставит федеральный инвестфонд. Общая протяженность дороги – 46,6 км, стоимость – 212 млрд руб. Полностью стройка должна завершиться в 2014 г. Южный и северный участки уже строятся за счет городского и федерального бюджетов, готовая дорога передается ОАО «Западный скоростной диаметр» (ЗСД), на 100% принадлежащему петербургской администрации.

После окончания стройки концессионер вместе с ЗСД будет 30 лет управлять дорогой и взимать плату за проезд по ней. На концессионный конкурс городские власти решили выставить именно центральный участок, как самый сложный и дорогой, – большая часть его трассы должна пройти над водой, объясняет он.

Уже запущен пятикилометровый участок на юге, с 14 мая проезд по нему платный – от 30 до 100 руб. в зависимости от типа автомобиля. С вводом в строй новых участков цена проезда будет расти, говорит председатель комитета по инвестициям и стратегическим проектам администрации города Алексей Чичканов. За июнь выручка ЗСД составила около 40 млн руб., в будний день по диаметру проезжает примерно 30 000 машин, из них около 5000 – фуры, идущие из порта, сообщил гендиректор ЗСД Игорь Лукьянов.

Но компании Тимченко могут не только инвестировать в строительство дороги. По словам Бланка, БДК, «Мостоотряд № 19» и контролируемый Тимченко «Стройтрансгаз» создали компанию «Управление строительством Западного скоростного диаметра». Она – наиболее вероятный генподрядчик стройки в случае победы БКК «Магистраль» на конкурсе, добавляет Бланк. Это подтвердил источник, близкий к «Стройтрансгазу». Представитель «Мостоотряда № 19» отказался от комментариев.

У «Стройтрансгаза» пока не было опыта дорожного строительства, говорит близкий к компании источник. Участие в сооружении ЗСД позволит диверсифицировать портфель заказов компании и улучшить ее финансовое состояние. Специализирующийся на энергетических стройках «Стройтрансгаз», на 80% принадлежащий структурам Тимченко, с 2007 г. стабильно показывал убыток. Только в I квартале 2011 г. компания получила прибыль в 493,4 млн руб.

Итоги конкурса петербургские власти планируют подвести 9 августа. Основные критерии отбора – предложенная претендентом минимальная годовая выручка, которую гарантирует городской бюджет и в случае недостачи покроет разницу, а также доля отчислений городу от полученного сверх минимума дохода. БКК «Магистраль» просит гарантировать ей выручку в 16,15 млрд руб. в год (с НДС), а все остальные доходы готова отдать в бюджет. МСС заявила минимальный доход в 9,67 млрд руб. (без НДС), но хочет оставлять себе 10% от доходов сверх этой суммы. Оба претендента заявили сильные и выверенные предложения, пока сложно сказать, кому будет отдано предпочтение, считает Молчанов.

Трафик ЗСД может достигнуть 130 000 машин в сутки, считает руководитель аналитического отдела ИК «Ленмонтажстрой» Дмитрий Кумановский. Годовую выручку дороги при такой загрузке он оценивает в 10 млрд руб.

В последние 10 лет в России образовалось достаточно свободных денег от продажи энергетических ресурсов, они идут в инфраструктуру.

Это долгосрочное, но надежное вложение с окупаемостью в 20–30 лет, говорит эксперт. Кроме того, государство в последние пять лет стало тратить значительные суммы из возросшего на нефтегазовых доходах бюджета на развитие инфраструктуры. А поскольку в России острая нехватка дорог, любая новая трасса будет востребована, считает Кумановский. Это подтверждают и данные комитета по транспортно-транзитной политике петербургской администрации – плотность дорог в городе составляет 3,8 км на 1 кв. км, тогда как в Лондоне этот показатель – 9,29, в Барселоне – 16,88.

Тимченко – не единственный знакомый премьер-министра Владимира Путина, решивший заняться строительством дорог. Около 20% крупной компании из этой отрасли – «Мостотреста» опосредованно контролирует Аркадий Ротенберг. Этот пакет он приобрел в прошлом году. При этом за 2010 г. портфель заказов компании вырос на 36% до $7,7 млрд. В прошлом и начале этого года она выиграла крупные тендеры на строительство дорог. Также структуры Ротенберга в конце прошлого года выкупили долю в Северо-Западной концессионной компании, которая выиграла концессионный конкурс на строительство участка (15–58-й км) платной трассы Москва – Петербург стоимостью 64 млрд руб.