Пассажиров компаний-банкротов вновь предложили перевозить на деньги участников авиарынка

Пока силовики ищут мошенников среди менеджеров авиакомпании «Континент» и чиновников Росави-ации, Минтранс пытается ускорить создание гарантийного фонда оплаты перевозки пассажиров обанкротившихся компаний

На фоне случившегося с «Континентом» Минтранс опять поднял тему создания на деньги участников авиарынка гарантийного фонда, за счет которого могли бы перевозиться пассажиры обанкротившихся компаний. Впервые идея прозвучала после коллапса с «Эйрюнион» в августе 2008 г. Уже к 2012 г. авиаторы должны были учредить как сам фонд, так и управляющую им компанию (именно с такой датой Минтранс разместил проект закона «О гарантировании исполнения договоров воздушной перевозки пассажиров» в конце прошлого года). Создание фонда должно быть инициативой перевозчиков, не уставал повторять замминистра транспорта Валерий Окулов. Но крупнейшие компании, особенно «Аэрофлот», были против – ведь именно им предстояло платить самые большие взносы (их размер привязан к пассажиропотоку). Поэтому создание фонда было перенесено на 2013 г. (на сайте Минтранса появился новый проект), причем инициатором его учреждения теперь должно выступить государство, создав агентство по аналогии с Агентством по страхованию вкладов. Законопроект будет внесен в правительство через месяц, сказал Окулов. «И если авиакомпания, выполняющая регулярные рейсы, откажется вступить в этот фонд, то у нее будет отобран сертификат, и «Аэрофлота» это тоже касается», – заявил чиновник. Минтранс спешит не зря: в 2012 г. в бюджете уже не будет резерва на «экстренные» перевозки (в 2011 г. на эти цели заложено 300 млн руб.; в 2010 г. было 5 млрд).

Остановка полетов авиакомпании «Континент» произошла из-за мошенничества ее руководства и чиновников Росавиации, заявил Следственный комитет России (СКР). Вчера же было возбуждено уголовное дело, в рамках расследования которого будут установлены «конкретные должностные лица Росавиации», сказано на сайте СКР. В минувшую пятницу по заявлению гендиректора «Континента» Владимира Красильникова был аннулирован сертификат эксплуатанта авиакомпании. Перевозчик не нашел денег на заправку самолетов, имея долг в 32 млн руб. В итоге в выходные в нескольких аэропортах застряло более 1000 пассажиров, а до конца сентября продано почти 37 000 билетов.

На заявление силового ведомства регулятор отреагировал оперативно. «Росавиации стали известны обстоятельства, приведшие к банкротству «Континента», – указано на ее сайте. – В июне 2011 г. Красильников [ему принадлежит 25% акций перевозчика, остальное у Станислава Лейченко, учредителя «Атлант-союза»] за счет выручки «Континента» приобрел несколько самолетов Ту-154М; лайнеры были оформлены на ООО «Авиа мир лизинг», учрежденное Красильниковым и его супругой». По данным СПАРК, эта фирма появилась в декабре 2010 г., ее уставный капитал – 10 000 руб., 80% принадлежит Красильникову, остальное – у Елены Красильниковой. Из-за этой сделки и возник у «Континента» разрыв между доходами и расходами, резюмирует Росавиация, подчеркивая, что все случилось уже после проверки финансово-экономического положения авиакомпании в апреле 2011 г. Красильников сообщил «Ведомостям», что четыре «тушки» были куплены в 2009–2010 гг., еще четыре – в январе – марте текущего года. Он подтвердил: лайнеры записаны на «Авиа мир лизинг». Но «Континент» эксплуатировал самолеты бесплатно, заверил он, не уточнив, на основании какого договора. Откуда Красильников взял деньги на самолеты, он также не сказал.