X5 Retail Group организует в магазинах фастфуд и кафетерии

X5 Retail Group решила попробовать себя в новом качестве: компания начала развивать формат магазинов convеnient store («удобный магазин») – симбиоз маленького продуктового магазина, кулинарии, фастфуда и кафе
Bloomberg

После тестовой эксплуатации первой точки такого формата, открывшейся в мае этого года на ВВЦ, компания «Экспресс ритейл», «дочка» крупнейшего по выручке российского ритейлера X5 Retail Group, начала создавать сеть «удобных магазинов», рассказал «Ведомостям» вице-президент X5 Retail по развитию магазинов шаговой доступности Валерий Тараканов. Точки нового формата, по словам Тараканова, работают под вывеской «Перекресток-экспресс».

ООО «Экспресс ритейл»

pуправляет 54 магазинами «Перкресток-экспресс» и продает франшизу на этот формат и «Ситимаг».. X5 Retail Group – 60%, остальное – у Валерия Тараканова и Германа Гогличидзе. финансовые показатели (управленческая отчетность, первое полугодие 2011 г.): выручка – 1,4 млрд руб.

В отличие от обычных «Перекресток-экспресс», работающих в формате «магазин у дома» преимущественно в спальных районах, магазины сonvenient store будут располагаться в местах, где много пешеходов, – вблизи деловых центров, станций метро, офисных зданий, университетов и госучреждений, рассказал Тараканов. Сейчас работают четыре магазина нового формата, пятый (он будет франчайзинговым) готовится к открытию неподалеку от Столешникова переулка.

«Это маленькие магазины площадью от 70 до 200 кв. м с расширенной зоной свежих продуктов, полуфабрикатов и готовой еды и обязательно – со свежей выпечкой и кофе. Этот формат ближе к кулинарии. Здесь будут столики за зоной касс и в перспективе – бесплатный доступ в интернет», – добавил он. Средний чек в тестовом магазине на ВВЦ, по словам Тараканова, составляет 150–170 руб., а в обычном магазине – 230 руб. Но при этом трафик составляет 2000 чеков в день против 800–1500 в обычном «Перекресток-экспресс». Во сколько обходится открытие одного объекта, он не говорит, но заверяет, что расходы не выше, чем на стандартный магазин у дома. «Немного другая комплектация оборудования, меньше морозильников, но обязательно – оборудование для выпечки, гриля, витрины для фреша», – сказал гендиректор «Экспресс ритейла».

Расширять сеть, по словам Тараканова, «можно до бесконечности», потому что мест концентрации деловой активности, где формат будет востребован, в больших городах, прежде всего в Москве, «очень много».

Прямых конкурентов у новой концепции «Перекресток-экспресс» не слишком много, считает исполнительный директор консалтинговой компании «Ресткон» Андрей Петраков. С ритейлером, по его словам, могут посоперничать классические кулинарии, которых в столице осталось очень мало, гастрономические отделы супермаркетов, обычные городские кафе, где можно купить еду на вынос, фастфуды и булочные с кафетериями – но все эти форматы пересекаются с новым форматом Х5 лишь отчасти. «Как и в случае с кафе, расположение играет едва ли не главную роль, и этот формат сможет быть успешен, если правильно выбрать места. Если в офисе негде пообедать, то люди, конечно, будут ходить в магазин, а если есть нормальная столовая, то маловероятно, что найдется много желающих выпить кофе в «Перекрестке», – рассуждает Петраков.

«Уход в сегмент, близкий к общественному питанию, – рискованное предприятие, – считает гендиректор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров. – Чтобы торговать готовой едой, нужна другая логистика и подход, и синергии с гигантским розничным бизнесом Х5 новому формату достичь вряд ли удастся. Скорее всего, это будет нишевый столичный проект, который не получит даже такого распространения, как обычный «Перекресток-экспресс» (сейчас эта сеть включает 54 точки)».

Свои кафетерии и расширенный ассортимент кулинарии есть у татарстанской «Бахетле» (управляет в том числе четырьмя супермаркетами домашней еды в Москве), «Азбуки вкуса», «Глобус гурмэ», «Ашана» и других ритейлеров. «Ресторанные зоны в наших магазинах – а у нас есть и полноценные рестораны в супермаркетах, и небольшие кафетерии, и суши-бары, и устричные бары – это скорее дополнительная услуга для покупателей. Если бы эта площадь была задействована под полки, то она приносила бы больший оборот», – признается представитель «Азбуки вкуса» Игорь Ядрошников. Зато полуфабрикаты и готовая еда собственного производства для ритейлера – полноценный прибыльный бизнес, на который приходится, по словам Ядрошникова, около 14% выручки (около 17 млрд руб. в 2010 финансовом году).