Покупатели предпочитают лекарства по низким ценам

Переформатирование части аптек «Ригла» в дискаунтеры «Будь здоров!» помогло группе компаний «Протек» поднять продажи розничного подразделения – единственного бизнеса «Протека», показавшего в первом полугодии существенный рост выручки
А.Махонин

Консолидированная выручка группы компаний «Протек» (работает в трех сегментах фармацевтического бизнеса: дистрибуция, розница и производство) во II квартале 2011 г. составила 23,48 млрд руб., это на 1,2% больше, чем годом ранее (во II квартале 2010 г. – плюс 16%); в первом полугодии выручка увеличилась на 4,5% до 47,5 млрд руб., сообщила компания (неаудированные данные, в первом полугодии 2010 г. – плюс 10%).

Основным драйвером роста стал розничный сегмент (основная компания – аптечная сеть «Ригла»), пишет «Протек». Во II квартале его выручка увеличилась на 16,5% до 3,29 млрд руб., а за полугодие – на 19,5% до 6,75 млрд руб. Причина – в росте стоимости среднего чека и увеличении их числа, объясняет компания. Но продажи в сопоставимых аптеках во II квартале снизились на 1,8%, хотя средний чек вырос на 4,9%. В первом полугодии продажи в сопоставимых аптеках не изменились: падение числа чеков на 4% компенсировано ростом среднего чека на 4%, сообщает «Протек».

В прошлом году ситуация была иной. Выручка розничного сегмента «Протека» во II квартале увеличилась на 5,4% (до 2,82 млрд руб.), а по итогам полугодия – всего на 1% (до 5,65 млрд руб.).

В этом году выручка выросла в первую очередь за счет переформатирования части аптек «Ригла» в формат дискаунтеров «Будь здоров!» (на 30 июня включает 77 аптек), а также купленных после IPO в апреле аптечных сетей (всего в прошлом году «Протек» купил пять аптечных сетей, состоящих из 106 точек). Одна из отличительных черт «Будь здоров!» – закрытый формат торговли при сравнительно небольшой площади, указывал «Протек» в отчете за 2010 г. Средний чек в московской «Ригле» – около 400 руб., в «Будь здоров!» – около 370 руб., но оборот и трафик аптек-дискаунтеров выше, говорит представитель «Протека». Сопоставимых данных, по его словам, нет: компания запустила сеть во втором полугодии 2010 г.

К формату недорогих аптек проявляют интерес и другие игроки. С июля сеть «Радуга» запустила новый формат «Радуга эконом». В прошлом году об открытии аптек-дискаунтеров под брендом «Экономь!» объявил «Фармакор», в этом году «Первая помощь» запустила сеть экономкласса «Ленинградские аптеки».

Рентабельность аптек-дискаунтеров выше и в среднем составляет 4–5% при средней по отрасли в 2%, говорит директор аналитической компании Cegedim Strategic Data Давид Мелик-Гусейнов: дискаунтеры снижают цены на недорогие и ходовые препараты (таких единицы), а зарабатывают за счет оборота и меньших затрат на аренду.

В кризисный и посткризисный период число людей, ориентированных на цену продукта, растет примерно на 30%, говорит президент консалтинговой компании «Контакт-эксперт» Григорий Трусов. Аптечный рынок, по его мнению, тут не исключение: клиенты аптек понимают, что в дискаунтерах качество обслуживания теряется, но товар аналогичный: прагматики будут искать самое дешевое лекарство известного им бренда, а люди, ориентированные на цену, просто купят самый дешевый препарат, не ориентируясь на бренд.