Продавцам бензина пришлось стать его покупателями

Весенний кризис на топливном рынке заставил «Газпром нефть» и «Роснефть» изменить привычные бизнес-схемы. Как стало известно из их отчетов, этим компаниям пришлось закупать бензин для своих АЗС у конкурентов
Fotolia/ PhotoXPress

Операции по перепродаже топлива «Газпром нефти» убытков не принесли, говорит ее представитель. Его коллега из «Роснефти» это не комментирует. Средняя цена покупки 1 т высокооктановых бензинов в первом полугодии составила $860, средняя цена продажи – $902. Представители «Газпром нефти» и «Роснефти» не сообщают, чей бензин пришлось покупать компаниям, говорят, что покупки шли в основном через биржу. «Роснефть» покупала топливо в том числе у «Лукойла», знает его представитель. Скорее всего топливо покупалось у «Сургутнефтегаза», полагает аналитик БКС Андрей Полищук: эта компания и ТНК-ВР были наиболее активными продавцами на биржах. ТНК-BP сама покупала незначительные объемы высокооктановых бензинов на внутреннем рынке для обеспечения собственных АЗС, говорит ее представитель, но это менее 0,5% от продаж, с возросшим спросом компания справлялась самостоятельно. Представитель «Сургутнефтегаза» на запрос не ответил.

Как минимум каждый десятый литр нефтепродуктов, проданных в первом полугодии на АЗС «Роснефти» и «Газпром нефти», был произведен не самими компаниями: они докупали эти объемы на внутреннем рынке, чтобы удовлетворить резко возросший спрос на нефтепродукты. Компании и раньше покупали на стороне определенные виды топлива, но в гораздо меньших объемах.

Так, закупки «Газпром нефти» в первом полугодии выросли в 2,7 раза по сравнению с тем же периодом прошлого года, говорится в опубликованном вчера отчете. Внутри страны «Газпром нефть» реализовала 11,5 млн т нефтепродуктов на $7,5 млрд, но в то же время компании пришлось самой купить 1,1 млн т нефтепродуктов на $721 млн. В основном докупались высокооктановый бензин, который сама компания обычно производит в достаточном количестве, и дизельное топливо. Из отчета «Роснефти» за первое полугодие следует, что компания увеличила закупки топлива у сторонних поставщиков вдвое. Всего компания приобрела 1,33 млн т нефтепродуктов на $1 млрд, а реализовала на рынке 10,28 млн т на $7 млрд. Особенно заметный рост закупок был по высокооктановым сортам бензина.

Обе компании объясняют свою возросшую потребность в топливе тем, что после фактической фиксации цен на бензин АЗС столкнулись с возросшим спросом на фоне дефицита. В феврале на совещании с руководителями крупнейших нефтяных компаний российский премьер-министр Владимир Путин выразил недовольство ростом цен на бензин и авиакеросин и рекомендовал цены снизить. Компании премьера послушались, на АЗС цены упали, но в оптовом звене остались практически прежними. Это сильно ударило по бизнесу независимых АЗС, они стали сокращать реализацию и даже закрываться. Спрос переориентировался на сетевые АЗС больших холдингов, которые оказались к этому не готовы: в апреле в некоторых регионах пришлось вводить ограничения по отпуску бензина «в одни руки» или обслуживать только по картам лояльности компании. В итоге дефицит спровоцировал стремительный рост цен на бензин.