На МАКСе продадут самолеты на $3 млрд

На авиасалоне в Жуковском планируется подписать три контракта на поставку российской армии более 100 боевых и учебно-боевых самолетов стоимостью $3 млрд. В результате количество закупленных с 2006 г. таких самолетов превысит 230
AP

Ожидается, что в ходе авиасалона МАКС-2011 в Жуковском, открывающегося 16 августа, российская авиапромышленность заключит три крупных контракта на поставку самолетов с Вооруженными силами России. О первом контракте сообщил вчера гендиректор РСК «МиГ» Сергей Коротков – по его словам, в Минобороны переданы контрактные документы на закупку 24 корабельных истребителей МиГ-29К/КУБ для ВМФ России. О втором контракте на поставку ВВС 60 учебно-боевых самолетов Як-130 ранее заявлял Алексей Федоров, президент корпорации «Иркут» (где развернуто их производство). По словам источника в Объединенной авиастроительной корпорации (ОАК), готовится и третий контракт на глубокую модернизацию для ВВС более 30 истребителей МиГ-31 в вариант МиГ-31БМ. Общая стоимость этих трех контрактов – около $3 млрд, говорит менеджер одного из предприятий ОАК и подтверждает источник в Минобороны. По словам военного, контракт на модернизацию МиГ-31 уже завизирован министром обороны Анатолием Сердюковым.

ВВС России не закупали новых боевых самолетов с 1993 г. Крупные закупки боевых машин возобновились в 2008 г., когда было принято решение выкупить за 25 млрд руб. 34 истребителя МиГ-29СМТ/УБ, от которых отказался Алжир (в 2006 г. был заключен мелкий контракт на поставку пяти бомбардировщиков Су-34, а в 2007-м – 12 учебно-боевых самолетов Як-130). В 2008 г. был заключен контракт на поставку ВВС 32 бомбардировщиков Су-34 на сумму 33,6 млрд руб., а в 2009 г. на выставке МАКС-2009 был подписан контракт на поставку 48 истребителей Су-35, 12 истребителей Су-27СМ3 и четырех истребителей Су-30М2 на сумму 80 млрд руб. Всего с учетом ожидаемых новых контрактов с 2007 г. Вооруженные силы заказали и закажут 159 боевых и 72 учебно-боевых самолета, из них поставлены 57 боевых и 12 учебно-боевых.

Выполнение самого крупного контракта – на поставку 64 истребителей «Су» – проходит с задержками: затянута разработка новейшего истребителя Су-35. Первая машина приступила к госиспытаниям в составе ВВС только в мае (планировалось – в конце 2010 г.) и сроки поставки других машин сдвинутся еще дальше, прогнозирует менеджер одного из предприятий ОАК. Это вызвано тем, что авиазавод в Комсомольске-на-Амуре (КнААПО) может обеспечить только одно место под окончательную сборку Су-35 из-за перегруженности по программе гражданского самолета Superjet и другим заказам, говорит источник в ОАК. Многолетние задержки в разработке новых истребителей были в последние годы и в США, и во Франции, и в Китае, говорит эксперт Центра анализа стратегий и технологий Константин Макиенко, и это рабочая ситуация.