Руперт Мердок лишился своего последнего российского актива

Выкуп доли Руперта Мердока в крупнейшем российском операторе наружной рекламы обошелся пулу инвесторов во главе с «ВТБ капиталом» в $360 млн
А.Махонин

News Corp, контролируемая Мердоком, сообщила в отчете за IV квартал 2011 финансового года, завершившегося 30 июня, что продала российский и румынский бизнес в области наружной рекламы примерно за $360 млн.

News Corp и «ВТБ капитал» 22 июля объявили о завершении сделки, в ходе которой пул инвесторов во главе с госбанком выкупил у медиакорпорации 79% акций News Outdoor Russia (NOR) и News Outdoor Romania. Остальные акции NOR остались у ее менеджмента, в том числе ее управляющего директора Максима Ткачева. News Corp тогда сообщила, что кроме «ВТБ капитала» в пул инвесторов входят голландские NOOH Investments Cooperatief (представляет интересы основателя СТС Питера Герви) и Marathon Outdoor Cooperatief U. A. (управляется Alfa Capital Partners).

Таким образом, весь российский и румынский бизнесы News Outdoor для сделки были оценены в $455,7 млн. Свой доход от продажи актива News Corp обещает отразить в отчетности за I квартал 2012 финансового года, начавшегося в июле.

Три года назад News Corp пыталась продать свой российский рекламный бизнес компании JCDecaux. Источники в обеих компаниях признавали, что вся группа News Outdoor (более 80% прибыли которой приходилось на российский рынок) тогда оценивалась для сделки в $1 млрд. Цена снизилась сильнее, чем сократился российский рынок наружной рекламы: в 2010 г. его объем не дотягивает до объемов докризисного 2008 года только 30%.

Доходы NOR изменялись примерно с той же динамикой, что и рынок, говорит директор компании «Эспар аналитик» Андрей Березкин. News Outdoor несколько лет не раскрывала консолидированных показателей – последний раз она объявляла о выручке за 2008/2009 г. в $380 млн. В 2010 г. выручка ООО «Ньюс аутдор» по РСБУ, как сообщает «СПАРК-Интерфакс», составила 3,18 млрд руб (+30% к 2009 г.), а чистый убыток – 985,7 млн руб. (+18%). Это лишь одна из компаний группы, выручка NOR в 2010 г. только от собственных рекламных конструкций составила 5,2 млрд руб., говорит Березкин. По его оценке, компания занимает около 20% российского рынка наружной рекламы.

Убытки прежде всего связаны с тем, что компания несла расходы по исполнению долговых обязательств в иностранной валюте, утверждает источник, участвовавший на начальном этапе в подготовке сделки NOR с пулом инвесторов. В 2006 г. News Outdoor привлекла синдицированный кредит Райффайзенбанка на $300 млн, срок погашения которого наступал как раз в 2011 г. По данным собеседника «Ведомостей», в середине 2010 г. общая задолженность NOR превышала $140 млн, но к середине 2011 г. ее объем «существенно сократился». Источники в компаниях, участвовавших в проведении сделки, утверждают, что News Corp в итоге за вычетом долгов выручила от продажи бизнесов около $270 млн.

Ткачев отказался от комментариев, так же как и представитель Райффайзенбанка. Связаться с представителем News Corp вчера не удалось.