Бизнес
Бесплатный
Алексей Непомнящий
Статья опубликована в № 2919 от 18.08.2011 под заголовком: Долой авиахлам!

Как обновить парк региональных самолетов

«Русские машины» Олега Дерипаски попросили государство принять программу утилизации старых региональных самолетов, на что из бюджета может понадобиться более 80 млрд руб. Минфин на такие траты не готов
Smartmoney

В июле входящий в «Русские машины» самарский авиазавод «Авиакор» направил в Минтранс предложение принять программу утилизации самолетов – наподобие той, что действовала для автопрома, рассказал «Ведомостям» гендиректор авиазавода Алексей Гусев. Предприятие предлагает государству помочь региональным авиакомпаниям с обновлением стареющего парка таких самолетов, как Ан-24, Ан-26 и Як-40. Взамен они могли бы купить собираемые «Авиакором» самолеты Ан-140 того же класса, но более экономичные и эффективные, отметил Гусев.

Средний возраст региональных самолетов в России – 32–35 лет (магистральных – 17 лет), основа парка региональных машин – Ан-24 и Ан-26. В России на начало 2011 г. насчитывалось около 150 таких машин, говорится в докладной записке «Русских машин» (копия есть у «Ведомостей»). Степень их износа – 92%, к 2018 г. они будут не в состоянии выполнять полеты и уже к 2015 г. будут летать не более 50 региональных самолетов, указывается в документе. Потребность же России в новых лайнерах до 2015 г. составляет около 200 машин, ими могут быть СМ-92Т (6–8 пассажиров, выпускаются Смоленским авиазаводом), L-410 (17–19 мест, собираются подконтрольной УГМК чешской Aircraft Industries) или Ан-140 (52 места, производятся «Авиакором»). Но для покупки лайнеров авиакомпаниям нужна помощь государства, пишут «Русские машины».

Конкретной схемы программы утилизации «Авиакор» чиновникам не предлагал. Ее разработка –прерогатива госорганов, объясняет Гусев. Одним из вариантов мог бы стать льготный лизинг региональных самолетов. Так, стоимость одного Ан-140 составляет 600 млн руб., при покупке в лизинг при наиболее выгодной рыночной ставке один самолет обойдется авиакомпании в 825 млн руб., но региональные перевозчики могут осилить лишь 3,6 млн руб. лизинговых платежей в месяц, или 432 млн руб. в течение 10 лет, отмечается в расчетах «Русских машин». Если государство согласится доплатить разницу, оно может выплачивать по 3,3 млн руб. в месяц за один Ан-140, если же заменить весь российский парк старых региональных самолетов на Ан-140, то из бюджета на это потребуется 81,3 млрд руб., говорится в документе.

Ответа из Минтранса «Авиакор» еще не получил, сказал Гусев. Представитель министерства сказал «Ведомостям», что не слышал о таком письме и не готов обсуждать предложение. Представитель Минфина на запрос не ответил, но чиновник министерства сказал «Ведомостям», что выделение таких денег маловероятно.

Льготного лизинга недостаточно, нужно принимать комплексную программу поддержки региональных перевозок, указывает гендиректор «Русских машин» Александр Филатов: например, можно было бы объединить мелких региональных перевозчиков.

Региональные перевозки убыточны и практически всегда дотируются бюджетом, без этого они просто не могут существовать, отмечает руководитель аналитической службы «Авиапорта» Олег Пантелеев. Но дотировать перевозки на старых неэкономичных самолетах – значит просто зря жечь керосин, продолжает он. Государству наиболее логично выплачивать часть лизинговых платежей при покупке новых самолетов и инвестировать в аэропортовую инфраструктуру с обнулением аэропортами платежей за обслуживание региональных рейсов, считает эксперт. Участвовать в этом могли бы и региональные власти – например, несколько лет назад губернатор Новосибирской области заявлял, что бюджет региона готов компенсировать авиакомпаниям 20% лизинговых платежей за новые самолеты, заключает Пантелеев.

Пока никто не прокомментировал этот материал. Вы можете стать первым и начать дискуссию.
Комментировать