Рекордная прибыль не мешает РЖД просить помощи у государства

Выручка РЖД в прошлом году выросла на 18%, чистая прибыль – на 75%. Но компания все равно просит помощи государства
И.Грибовская

Выручка группы РЖД по МСФО за прошлый год выросла на 18% до 1,33 трлн руб., сообщила компания. Чистая прибыль увеличилась на 75% до 208,3 млрд руб., а EBITDA – на 30% до 443,6 млрд руб., рентабельность по этому показателю составила 33% (против 30% в 2009 г.). Это рекорд для РЖД, признался старший вице-президент Вадим Михайлов. Правда, тут же добавил: рост выручки в значительной мере обусловлен низкой базой 2009 г. из-за кризиса, а завидная чистая прибыль получена в том числе за счет продажи 54,4% акций Транскредитбанка (ТКБ, был продан в конце 2010 г. за 8,4 млрд руб.). Банк дал РЖД «двойной эффект»: его финансовый результат за 364 дня был консолидирован в отчетность группы, а его обязательства – исключены, объяснил Михайлов.

Уровень долга РЖД на конец 2010 г. практически не изменится по сравнению с началом года, составив около 300 млрд руб., а вот отношение чистого долга к EBITDA уменьшилось с 1,48 в 2009 г. до 0,58. По рекомендациям рейтинговых агентств и инвестбанков РЖД должна держаться в границах 1,5–2, уточнил Михайлов.

«Только не надо задавать вопрос: «А зачем вам при таких финансовых показателях помощь государства?» – предупредил топ-менеджер после объявления результатов. В конце июля монополия попросила Минэкономразвития выделить ей в 2011–2015 гг. 404,4 млрд руб. на инфраструктурные проекты, отметив, что сама компания сможет найти на них лишь 201 млрд руб. (при общем объеме пятилетней инвестпрограммы в 1,7 трлн руб.). Если деньги не будут выделены, к 2015 г. невывезенными останутся 15,4%, или 230,8 млн т, грузов, предупредила РЖД чиновников.

РЖД просит господдержки только для проектов с окупаемостью более 20 лет, объяснил Михайлов, на проекты с меньшим сроком компания готова занимать. Правда, делать это рискованно, считает менеджер: РЖД не может гарантировать кредитору возврат средств, ведь у государства нет долгосрочной тарифной политики. К примеру, только на днях премьер Владимир Путин решил индексировать железнодорожные тарифы с января 2012 г. на 6% (РЖД просила 7,4%), увеличив субсидии для компании до 40 млрд руб. Хорошей новостью для РЖД стало то, что тарифы на газ и электроэнергию увеличатся только с июля. Удастся сэкономить, радуется менеджер РЖД, не уточняя цифр. Но вот какой будет индексация в 2013–2014 гг., не ясно, сетует Михайлов, и если до 2013 г. компания еще может как-то планировать бюджет, ориентируясь на план приватизации «дочек», то дальше – неопределенность.

Есть дилемма, согласен федеральный чиновник, участвующий в обсуждении вопроса: с одной стороны, у РЖД низкий уровень долга и она может занимать, но с другой – часть новых проектов компании могут не окупиться, в том числе из-за низких тарифов. И задача государства – в ближайшие месяцы определиться, как именно помочь монополии, резюмирует он.