EADS летит в будущее

EADS разрабатывает сверхзвуковой пассажирский самолет, который сможет долететь от Лондона до Токио за 2,5 часа. Правда, в коммерческий рейс новый лайнер отправится лет через 30
Bloomberg

Проект ZEHST – наследник легендарного англо-французского «Конкорда» (скорость – 2100 км/ч), заявлял ранее Daily Mail директор по инновациям и технологиям EADS Жан Ботти. Лайнеры внешне похожи, но концепт предполагается оснастить не только обычными реактивными двигателями, но также ракетными и прямоточными воздушно-реактивными. При взлете и посадке будут работать первые, набор высоты (до 32 км) и выход на сверхзвуковую скорость обеспечат вторые, а движение в стратосфере – третьи. Пассажиры будут испытывать некоторые перегрузки, но в целом по уровню комфорта ZEHST будет мало отличаться от современных самолетов.

EADS впервые представил концепт сверхзвукового самолета ZEHST (Zero Emission Hyper Sonic Transportation – высокоскоростной сверхзвуковой транспорт с нулевым уровнем выбросов) в июне в Ле-Бурже. Самолет будет летать на биотопливе, а его ожидаемая скорость составит более 6000 км/ч. На борту ZEHST может разместиться 100 пассажиров, а перелет из Лондона в Токио займет вместо нынешних 13 часов всего 2,5.

EADS признает, что коммерческое использование ZEHST начнется не раньше чем через 30 лет. «Наши технологии в области сверхзвуковых скоростей еще не слишком продвинулись», – отмечает директор британской компании Reaction Engines Алан Бонд, работающей над созданием сверхзвукового самолета. Первый беспилотный рейс может состояться в конце нынешнего десятилетия.

Предшественник ZEHST – «Конкорд» – начал полеты в 1976 г. Было произведено 20 самолетов, девять купили Вritish Airways и Air France, а еще пять были переданы этим же авиакомпаниям за символические 1 фунт стерлингов и 1 франк соответственно. За 27 лет «Конкорды» перевезли 3 млн пассажиров. Но из-за очень больших расходов (прежде всего на топливо) эксплуатация самолета была убыточна. В июле 2000 г. при вылете из аэропорта Парижа «Конкорд» потерпел крушение – погибло 113 человек. В 2001 г. из-за теракта 11 сентября резко сократились авиаперевозчики; параллельно стал дорожать керосин. В 2003 г. эксплуатация «Конкордов» прекратилась. Примерно в то же время Boeing не исключал запуск новой программы сверхзвуковых самолетов. Но, исходя из пожеланий клиентов пожертвовать скоростью ради экономической выгоды, остановился на проекте B787 Dreamliner. Имея опыт эксплуатации сверхзвуковых самолетов, British Airways предпочитает современные лайнеры типа B787 и Airbus 380, подтверждает представитель авиакомпании.

«Главная проблема – создать продукт, который будет экономически оправдан», – говорит вице-президент глобальной инновационной сети в рамках EADS Ян ван Тор. Создание ZEHST обойдется в $22 млрд. Пока допускается, что в продажу может поступить 50–100 самолетов. Цена билета пока, конечно же, не определена. Но ван Тор предупреждает, что она будет намного выше нынешних самых дорогих билетов.