РЖД снова станет оператором полувагонов

К ноябрю РЖД должна взять в аренду полувагоны «дочек», распорядился вице-премьер Сергей Иванов. Это решит проблему невывоза грузов, надеются регуляторы и участники рынка
Ю.Петряев

До 1 ноября крупнейшие «дочки» РЖД – Первая и Вторая грузовые компании должны передать в аренду монополии минимум 200 000 полувагонов. В отношении Первой грузовой компании, в парке которой около 70 000 полувагонов, предписание будет действовать до продажи контрольного пакета ее акций (аукцион пройдет 27 октября). А вагоны второй «дочки» останутся в аренде «до решения вопроса создания эффективной модели управления парком». Все это указано во вчерашнем поручении Иванова (копия есть у «Ведомостей»). Там же отмечается, что такова позиция Минэкономразвития и ее нужно «поддержать».

Грузоотправители будут получать полувагоны от РЖД по гостарифам, говорит чиновник Минэкономразвития. Те же данные передал «Интерфакс» со ссылкой на источники. При этом Иванов поручил ФСТ, Минтрансу, Минэкономразвития и РЖД представить предложения по корректировке прейскуранта 10-01, которым устанавливаются тарифы: вагонная составляющая ставки должна быть пересмотрена «с учетом рыночных условий» и «тарифного коридора» (сейчас ставки фиксированные). Правда, когда это будет сделано, не ясно: представитель ФСТ говорит, что ведомство будет заниматься этим вопросом. Его коллега из РЖД надеется на новые ставки к моменту, когда заработает вся система. Но сотрудник ФСТ сомневается, что это реализуемо.

Сейчас полувагоны «дочек» РЖД управляются по агентским договорам специальным подразделением монополии – центром фирменного транспортного обслуживания (ЦФТО). И грузоотправители получают их по нерегулируемым тарифам. Предполагалось, что схема будет временной. Но именно она, по мнению участников рынка, вызвала коллапс: автоматизированная система ЦФТО привела к тому, что вагоны больше не отслеживаются в ручном режиме и сеть перегружена. Все пути забиты, «и вагоны есть, и уголь лежит – никто не едет», констатировал в конце сентября губернатор Кемеровской области Аман Тулеев. Он же в пятницу обратился в правительство с просьбой срочно принять меры – иначе добыча угля на Кузбассе резко снизится.

Сейчас удовлетворяется лишь 60–65% всех заявок на перевозку грузов, которые получает РЖД, хотя еще в начале года вывозилось около 95%, отмечает чиновник Минэкономразвития. И дело не в дефиците вагонов, добавляет он: в конце июня в сети насчитывалось около 430 000 полувагонов (самый востребованный тип подвижного состава), а это на 20% больше, чем тремя годами ранее, хотя объем перевозок все еще ниже докризисного уровня. Поэтому правительство и решило временно вернуться к ситуации трехлетней давности – передать все вагоны в управление РЖД, чтобы та могла управлять ими как собственными и отдавать грузоотправителям по гостарифам, пока не разработает новые правила, объясняет госслужащий.

Проблему признавала и РЖД: две недели назад президент компании Владимир Якунин обратился в правительство с просьбой разрешить аренду полувагонов «дочек», дерегулировать вагонную составляющую тарифа, а также обязать частных операторов принимать все заявки на перевозку грузов, с которыми к ним обращаются грузоотправители.

Поручение Иванова монополия поддерживает. Консолидировав парки, РЖД сможет более эффективно организовать логистику в сети, отмечает представитель монополии.

Грузоотправители пока осторожнее: эффективность работы сети улучшится лишь частично, считает представитель ММК (компания в числе тех, кто не выполняет план по перевозке угля).

А вот стоимость услуг должна снизиться, рассчитывают представитель ММК и гендиректор «Уралхим-транса» Всеволод Ковшов. Ведь сейчас по многим направлениям цена перевозки на 30–40% выше, чем тариф по 10-01, отмечает Ковшов.

Скажется ли новая схема на консолидированных финансах РЖД (до того как будут внесены поправки в 10-01), представитель РЖД не комментирует.

Не ясно также и что будет с частными операторами. Сотрудник сырьевой компании ждет ажиотажного спроса на парк РЖД. А менеджер операторской компании считает, что рентабельность частников не пострадает, ведь с повышением эффективности работы сети будут эффективнее использоваться и вагоны частников, а значит, будут сокращаться и их издержки.