Россия не будет спешить с продажей машиностроительных холдингов

Надо сначала вывести на уровень рентабельности, решил премьер-министр Владимир Путин
Е.Кузьмина/ Ведомости

«Мы, конечно, крупные холдинги <...> будем выводить на уровень рентабельности - в авиации, в судостроении, в станкостроении даже постараемся это сделать, потому что без него вообще развивать ничего не возможно - и потом будем постепенно выходить их на рынок», - заявил вчера премьер Владимир Путин (цитата по «Интерфаксу»). Но конкретные сроки премьер не уточнил.

Выходит, приватизация главных холдингов, консолидирующих авиационные и машиностроительные активы - ОСК, ОАК и «Уралвагонзавод» (УВЗ), может быть отложена. Согласно проекту программы приватизации, до 2017 г. чиновники планировали снизить долю в ОСК и ОАК до 50% плюс одна акция, а в «Уралвагонзаводе» (УВЗ) - до 75% плюс одна акция. Но были и более оптимистичные планы. Осенью прошлого года директор департамента имущественных отношений Минэкономразвития Алексей Уваров обозначал сроки продажи ОСК и УВЗ - 2012-2014 гг. Президент ОСК Роман Троценко говорил, что есть планы продать блокпакет госкомпании на IPO. Точные сроки и форма продажи ОАК не назывались.

Сейчас больше других машиностроительных холдингов, готов к продаже УВЗ, говорит аналитик Rye, Man & Gor Securities Андрей Третельников. По его словам, рентабельность компании по чистой прибыли составляет 11%, у ОСК - 0,5%, у ОАК - отрицательная рентабельность (норма рентабельности для машиностроительных компаний - 5-6%) .

По словам представителя ОАК, холдинг выйдет на положительную рентабельность после 2014 г. Эксперт Центра анализа стратегий и технологий Андрей Фролов говорит, что нарастить рентабельность компании помогут в первую очередь заказы от нефтегазовых компаний, которые будут осваивать шельф. Но это, по его словам, произойдет еще не скоро. Пока у ОСК есть только один твердый контракт по работе на шельфе - по строительству морской буровой платформы от «Лукойла».

Третельников негативно оценивает перспективы приватизации ОСК, ОАК и УВЗ в ближайшей перспективе. «Пока для инвестора эти компании - бюрократическая машина, сидящая на госзаказах», - отмечает он. Чтобы стать более привлекательными для инвесторов, компании должны переориентироваться на частных клиентов.