Итальянскую Eni пригласили освоить российский шельф

«Роснефть» договорилась о работе на российском шельфе с итальянской Eni. Она готова вложить в разведку $2 млрд
A.Benedetti/ Bloomberg

Вице-премьер Игорь Сечин не раз повторял, что «Роснефть» скоро в полный голос заявит о себе на международных рынках: из национального лидера госхолдинг готов превратиться в игрока мирового масштаба. Достичь этой цели «Роснефть» решила с помощью иностранных партнеров: на прошлой неделе она согласовала список совместных шельфовых проектов с американской ExxonMobil, а вчера в присутствии премьер-министра Владимира Путина подписала аналогичное соглашение о стратегическом сотрудничестве с Eni.

Документ предусматривает создание совместного предприятия для освоения Федынского и Центрально-Баренцевского участков в Баренцевом море и Западно-Черноморского участка (Вал Шатского, см. врез) в Черном море, сообщила «Роснефть». Суммарные извлекаемые ресурсы месторождений она оценивает в 36 млрд баррелей нефтяного эквивалента. Месторождения, доставшиеся ExxonMobil, больше: только ресурсы Восточно-Приновоземельских участков (1, 2, 3) оцениваются в 49,7 млн т нефти, 1,8 трлн куб. м газа и 49 млн т конденсата.

СП с Eni, возможно, будет несколько, предупредил президент госхолдинга Эдуард Худайнатов. По словам президента Eni Паоло Скарони – три. Но распределение долей каждой компании определено заранее: у «Роснефти» – 66,7%, у Eni – 33,33%. При этом последняя профинансирует геологоразведку на $2 млрд, совокупные затраты компаний в оба проекта оцениваются в $100–120 млрд, сказал Худайнатов.

Договориться с Eni помогло правительство, отмечает «Роснефть»: для шельфовых проектов обнулена экспортная пошлина и будет применяться пониженная ставка НДПИ (5–15% в зависимости от сложности проекта), условия гарантированы «на продолжительный срок». Для каждого проекта он будет свой, максимум – 30 лет, уточняет источник в «Роснефти».

«Роснефть» и Eni намерены сотрудничать и в других странах, сообщил российскому премьеру Скарони. Проекты пока не определены, очерчена только география, пояснил директор по разведке и добыче Eni Клаудио Дескальци: Северная Африка, где уже работает итальянская компания, в дальнейшем, возможно, Северная Европа, США и Аляска.

Получится ли у «Роснефти» с помощью иностранных партнеров превратиться в глобального игрока, эксперты предсказывать не берутся. «Первые существенные результаты по совместным проектам будут не раньше чем через 10 лет», – говорит управляющий партнер фонда «Дашевский и партнеры» Стивен Дашевский. Но недавний опыт госхолдинга по покупке НПЗ в Германии пока не дал впечатляющих финансовых или стратегических результатов, напоминает эксперт.