Ernst & Young: за полгода экономический оптимизм россиян вырос вдвое


После прошедших в стране президентских выборов уровень уверенности в перспективах национальной экономики в России вырос почти вдвое - с 27% в октябре 2011 г. до 47% в апреле 2012 г., утверждают Ernst & Young в своем шестом по счету докладе «Барометр уверенности компаний» (Capital Confidence Barometer). Результаты базируются на опросе руководителей крупных компаний, который проводят специалисты Economist Intelligence Unit (EIU). Группа респондентов («Ernst & Young 1000») состоит из клиентов Ernst & Young, контактных лиц, а также постоянных участников опросов EIU.

Судя по результатам опроса, представители бизнеса ожидают, что ситуация на российском рынке труда несколько улучшится: доля респондентов, планирующих создавать новые рабочие места, за полгода выросла с 34% до 42%.

Вместе с тем по сравнению с октябрем 2011 г. уровень уверенности респондентов в доступности кредитных средств снизился, что, по мнению исследователей, обусловлено эскалацией кризиса в еврозоне и ростом нестабильности на мировых рынках. Аналитики Ernst & Young пишут о том, что основной целью рефинансирования долговых обязательств российскими респондентами является продление сроков погашения краткосрочной задолженности: если в октябре 2011 г. подобный ответ дали лишь 6% респондентов, то в апреле 2012 г. их доля выросла до 42%. В общей сложности заемные средства являются основным источником финансирования сделок для 43% российских компаний.

Интерес российских компаний к сделкам приобретения также продолжает снижаться: приобретение активов планируют лишь 18% респондентов, что на 4% меньше, чем в октябре 2011 г. В качестве основной причины планируемого приобретения активов для 90% российских компаний является завоевание доли существующих рынков, тогда как среднемировой показатель равен 44%.

Лишь 30% респондентов в России намерены выйти на новые рынки, в то время как в целом по миру доля таких респондентов составила 57%. Доля российских респондентов, планирующих реализацию активов, снижается в противовес мировой тенденции: в течение ближайшего года реализацию активов планируют лишь 18% российских компаний по сравнению с 31% компаний в мире.

«Оптимизм в отношении экономической ситуации в России может угаснуть в краткосрочной перспективе под давлением новой волны кризиса еврозоны, падения цен на нефть и сокращения потребительского спроса", - считает Даврон Рустамкулов, партнер компании Ernst & Young, руководитель отдела консультационных услуг по слияниям и поглощениям в СНГ. На его взгляд, компании не торопятся с приобретением и все чаще занимают выжидательную позицию, предпочитая контролируемый органический рост. "Тенденция к продлению сроков либо погашению заимствований свидетельствует, на наш взгляд, о желании компаний быть готовыми к сокращению потребительского спроса. Думаем, на рынке будут преобладать сделки между отечественными компаниями, носящие долгосрочный стратегический характер", - говорит Рустамкулов.