Российские промышленники желают избежать ВТО

Российские промышленники не оставляют попыток убедить правительство отказаться от членства в ВТО или хотя бы пересмотреть условия вступления. Чиновники в ответ обещают льготы – но выборочные
В.Матыцин/ ИТАР-ТАСС

Сегодня в Госдуме пройдут парламентские слушания, посвященные ратификации протокола о присоединении России ко Всемирной торговой организации (ВТО). А вчера в газете «Коммерсантъ» было опубликовано коллективное открытое письмо руководителей 81 российского предприятия — президенту Владимиру Путину, премьеру Дмитрию Медведеву, депутатам и «гражданам России» — с требованием отложить ратификацию, принять меры поддержки промышленности и пересмотреть условия вступления в ВТО.

По подсчетам Минэкономразвития, потери российского бизнеса от дискриминационных мер составляют $2 млрд в год. В ВТО Россия вступала 18 лет, до конца июля требуется ратифицировать документ. Затем требуется уведомить секретариат ВТО о ратификации протокола, и через месяц Россия официально вступит в организацию.

В правительстве совещания о рисках ВТО идут каждую неделю, это горячая тема, признается сотрудник аппарата правительства: «Совершенно ясно, что в ВТО нужно вступать: это ускорит и модернизацию. Но для некоторых отраслей действительно нужны демпфирующие меры». В зоне риска автопром, сельхозмашиностроение, сельское хозяйство, считает он: «Есть вопросы и по металлургам».

Главная опасность для автопрома — наплыв подержанной техники. Сейчас это 100 000 машин в год, со вступлением в ВТО их будет 500 000, считает гендиректор агентства «Автостат» Сергей Целиков. В 2012 г. пошлина на подержанные легковые иномарки от 3-7 лет должна упасть с 35 до 25%, а еще через семь лет — ―до 20%.

Основной мерой защиты автопрома станут утилизационные — по сути, заградительные — сборы, напоминает директор отраслевого портала Auto-dealer.ru Олег Дацкив, коэффициент может колебаться от 0,5 до 37,5. Замминистра промышленности и торговли Алексей Рахманов на этой неделе сообщил, что утилизационные сборы планируется ввести к осени 2012 г. Срок зависит от скорости принятия поправок в закон «Об отходах» — они готовятся ко второму чтению в Думе.

По мнению аграриев, вступление ВТО ударит по рентабельности животноводства. В докладе Минсельхоза говорилось, что из-за снижения пошлин на мясо предприятия, и так работающие с минимальной рентабельностью, станут убыточными, срок окупаемости инвестпроектов в свиноводстве увеличится с 8 до 12 лет, в мясном животноводстве — с 11 до 14-15 лет.

Плоская шкала импортных пошлин на сахар-сырец сделает производство сахара из российского сырья невыгодным; в производстве молока импорт увеличится на 60%; доля импортного сыра возрастет с 47 до 61%, прогнозирует Минсельхоз: за 3-5 лет разорится до 200 региональных молокозаводов, в том числе 65-70 сыроделов.

«Нужно смотреть не только на воздействие на конкретные отрасли, но и на взаимосвязанные. Сокращение поголовья скота ударит по растениеводам, изготовителям кормов, переработчикам, производителям машин, оборудования, банкам, кредитовавшим производителей», — рисует перспективу предправления Национальной мясной ассоциации Сергей Юшин. Минсельхоз оценивал, что для ликвидации последствий вступления в ВТО необходимы 96 млрд руб. дополнительных субсидий в год, нулевая ставка налога на прибыль до 2020 г. и льготный НДС на ввоз племенного скота. Правда, вчера новый министр сельского хозяйства Николай Федоров заявил, что бояться ВТО не нужно.

У сельхозмашиностроителей из-за ВТО уменьшится рынок: отечественные фермеры считают, что не смогут конкурировать с иностранцами, сетует председатель совета директоров «Росагромаша» Константин Бабкин. Пошлины на новую сельхозтехнику снижаются одномоментно в 3 раза, а на подержанную — в пять, растет себестоимость производства, рассказывает он: «Никаких выгод на внешних рынках мы не получаем». Потери правительство может компенсировать, если согласится субсидировать затраты на модернизацию, разработает программу утилизации сельхозтехники и поддержит экспорт через связанные кредиты Украине и Киргизии, отмечает Бабкин: «Пока эти меры не разрабатываются».

Металлургам ВТО поможет убрать квоты на поставки металла в Евросоюз, надеется представитель «Северстали». В последние годы квоты выбирались не полностью, скептичен представитель НЛМК Антон Базулев. Могут начаться расследования против российской металлопродукции, возможны заградительные меры, думает аналитик «Уралсиб кэпитал» Дмитрий Смолин. Китаю членство в ВТО не мешает вводить пошлины на российскую трансформаторную сталь, а США — принимать заградительные меры против китайцев, сообщает он.

В обмен на доступ на внешние рынки Россия должна открывать и свои, а это грозит поступлением дешевых товаров из Китая и с Украины. Но, как говорил в начале января гендиректор и основной акционер «Северстали» Алексей Мордашов, российские компании уже достаточно конкурентоспособны, поэтому вступление в ВТО будет для них дополнительным импульсом роста. Членство в ВТО предоставит российским компаниям также доступ к механизму разрешения споров в рамках ВТО, позволит снизить ввозные пошлины и цены на импортное оборудование для металлургии (в перспективе, через 5-10 лет), улучшить бизнес-среду и увеличить предсказуемость таможенно-тарифной политики, считает Базулев.

ЛДПР, «Справедливая Россия» и КПРФ уже высказались против ВТО. Бабкин собирается на завтрашних слушаниях в Госдуме призвать депутатов от «Единой России» не голосовать за ратификацию протокола — «вопреки партийной дисциплине». Вероятность такого сценария велика: многие единороссы осознают пагубность этого акта, уверен он.

В проекте рекомендаций по итогам парламентских слушаний (есть у «Ведомостей») об отказе от вступления в ВТО не говорится. Правительству рекомендуется предоставить различные льготы промышленности (см. врез) и создать финансово-экономическое обоснование вступления в организацию. Очевидно, что будут вырабатываться различные механизмы поддержки отраслей, говорит председатель комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Игорь Руденский: “Сейчас совместно с правительством и экспертами мы обсуждаем, что необходимо предпринять”

Пресс-секретарю Дмитрия Медведева Наталье Тимаковой ничего не известно о возможности отказаться от вступления в ВТО. Страхи перед ВТО сильно преувеличены, считает высокопоставленный федеральный чиновник.

Есть поручения правительства готовить документы на ратификацию и одновременно разрабатывать меры поддержки промышленности, отмечает чиновник Минэкономразвития: «В июне планируем внести документ для ратификации в Госдуму, чтобы в июле положить их на подпись президенту».

Вопрос о компенсационных мерах пока открыт, говорит высокопоставленный федеральный чиновник: «Они будут предоставляться избирательно». У ведомств есть поручение правительства эти меры разрабатывать, признает чиновник Минэкономразвития: «Действительно, нужно поддержать сельхозмашиностроение и автопром. В сельском же хозяйстве есть вполне конкурентоспособные производства, а металлургическая отрасль от ВТО не проигрывает».

Отраслевые лоббисты пытаются наверстать упущенное — многие из них просто не верили, что Россия вступит в ВТО, считает профессор Высшей школы экономики Алексей Портанский. Их давление будет усиливаться, однако власти не откажутся от своего решения, уверен он.

Первоначальный опубликованный вариант можно посмотреть в архиве "Ведомостей" (смарт-версия)