Зачем «Газпром» выплатит Украине аванс за транзит газа в ЕС

«Газпром» не хочет давать скидок на газ Украине, но готов помочь деньгами – чтобы не было проблем с Европой этой зимой. «Нафтогаз» может получить $2 млрд аванса за транзит газа в ЕС
E.Lukatsky/ AP

В марте «Нафтогаз» собирался занять те же $2 млрд у Газпромбанка – на 2012–2019 гг. Договор не подписан, уверяет человек, близкий к «Нафтогазу»; таким образом, аванс может заменить кредит.

Украина готовится к парламентским выборам – они пройдут в октябре. Очень может быть, что к тому моменту Россия предоставит соседям долгожданную скидку на газ – для поддержки правящей партии, говорили в начале года сотрудники группы «Газпром». Но пока таких обещаний нет. Между «Газпромом» и «Нафтогазом Украины» нет никаких даже предварительных договоренностей об изменении контрактов, заявил на днях в беседе с «Интерфаксом» предправления российской компании Алексей Миллер.

Куда больше «Газпром» беспокоится, где Украина возьмет деньги, чтобы сделать запасы в подземных хранилищах для предстоящей зимы, говорил Миллер, ведь от этих запасов зависят бесперебойные поставки в Европу.

Выход найден: «Нафтогаз» может получить около $2 млрд от «Газпрома» – в качестве аванса за транзит российского газа в ЕС до конца 2012 г. Как заявил вчера Миллер, такой договор планируется подписать в ближайшее время.

Сейчас ежемесячный платеж Украины за российский газ – около $1 млрд. Хватит ли аванса, чтобы зима прошла без нареканий со стороны европейских клиентов «Газпрома», пока неясно. Нужен откровенный разговор с украинской стороной, считает Миллер, нужно четкое представление о том, сколько газа осталось в хранилищах и сколько уже закачано.

Представители «Нафтогаза» и Газпромбанка от комментариев отказались.

Для «Газпрома» такие авансы не впервой. Причем последний – на $1,8 млрд – перечислялся в декабре 2010 г. на не самых привлекательных для «Газпрома» условиях. Во всяком случае, так их описывал министр энергетики Украины Юрий Бойко: деньги из аванса будут начисляться за прокачку сверх договорных объемов, и «Нафтогаз» «отработает» их лет за пять, если не больше.

С тех пор «Газпром» запустил балтийский газопровод «Северный поток» и прокачка по Украине снижается. Когда будет отработан старый аванс, не известно. Но транзитная роль Украины будет падать – из-за «Северного» и будущего «Южного» потоков, не раз говорили руководители «Газпрома».

Украина хочет сохранить гарантии по транзиту, а также пересчитать формулу цены на российский газ, поскольку сейчас она «кабальная» (выражение почти всех украинских политиков).

Цена газа для Украины действительно одна из самых высоких в Европе, а местный рынок – один из самых прибыльных для «Газпрома», согласен директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

11-летние контракты с «Нафтогазом» подписывались в 2009 г. при премьере Юлии Тимошенко. Сейчас она приговорена к семи годам лишения свободы – из-за того, что согласилась на такие условия Москвы. Цена газа могла быть и выше: в апреле 2010 г. – через два месяца после инаугурации президента Украины Виктора Януковича – Киев получил небольшие послабления. Россия ввела льготную экспортную пошлину на газ для соседей, благодаря чему они сэкономят до $40 млрд за 10 лет.

Сотрудники «Газпрома» считают, что то был дружеский жест в адрес Януковича – так же, как недавние договоренности о льготной цене для Белоруссии на 2012–2014 гг. (за месяц до президентских выборов в соседней республике).

Не все эксперты с этим согласны. Российский президент Владимир Путин скорее бизнесмен, чем политик, считает гендиректор Фонда национальной энергетической безопасности Константин Симонов. Тот же Янукович уже предлагал России продать газ за политику, например за обещание сделать русский вторым государственным языком, напоминает он, но Киеву было четко сказано – нам нужна собственность, как в Белоруссии: если Украина уступит долю в газотранспортной системе и внутренних потребителей, то получит внутрироссийскую цену на газ.

Москва и Киев достигли значительного прогресса в переговорах о создании консорциума по управлению газотранспортной системой, заявлял Бойко в прошлую пятницу. Однако никаких договоренностей нет, утверждает чиновник одного из российских министерств: все осталось по-прежнему – Украина выбирает, «либо мы дружим со всеми вытекающими последствиями», либо Киев сотрудничает с Евросоюзом и тогда пусть Европа его кормит.