«Аэрофлот» резервирует 4,9 млрд руб. под потери «дочек»

«Аэрофлот» может зарезервировать треть чистой прибыли за прошлый год на поддержку авиакомпаний, полученных от «Ростехнологий», – «Владивосток-авиа» и «России». Без помощи материнской компании они рискуют не справиться с обслуживанием долгов
М.Новиков

Российский аудитор «Аэрофлота» – BDO рекомендовала перевозчику зарезервировать 4,9 млрд руб., рассказали «Ведомостям» два источника в совете директоров авиакомпании. Деньги могут понадобиться под исполнение поручительств «Аэрофлота» за две из шести компаний, полученных осенью прошлого года от «Ростехнологий», – «Владивосток-авиа» и «России». 1,5 млрд руб. «Аэрофлот-финанс» выдала «Владивосток-авиа», поясняет один из собеседников «Ведомостей». Еще 3,4 млрд руб. составляют обязательства обеих компаний в 2012 г. по финансовому лизингу за самолеты. Представитель «Аэрофлота» от комментариев отказался.

4,9 млрд руб. – внушительная сумма для «Аэрофлота». Это треть его чистой прибыли по МСФО за прошлый год ($491 млн чистой прибыли, или около 16,5 млрд руб.). Но $231 млн (7,78 млрд руб.) из этой суммы принесла продажа двух активов (как собственно средства от сделки, так и деконсолидация убытков в отчетности) – «Терминала D» в «Шереметьево» и Страховой компании «Москва». Без этих сделок чистая прибыль «Аэрофлота» составила бы 8,72 млрд руб., а резерва – 56%.

Эти «дочки» «Аэрофлота» пока не приносят компании прибыли. «Владавиа» принесла группе убыток в $20,1 млн (677 млн руб.), «Россия» – в $18,9 млн (637 млн руб.), говорится в презентации авиакомпании по итогам МСФО за 2011 г. Компания объяснила это эффектом низкого сезона.

Вероятно, аудиторы из BDO сомневаются, что «Владивосток-авиа» и «Россия» самостоятельно справятся с выплатами, говорит аналитик ИФК «Метрополь» Андрей Рожков. Первая еще за прошлый год не рассчиталась полностью с «Ильюшин финанс» за лизинг самолетов, указывает источник в лизинговой компании. Долг – $20 млн. Переговоры о его погашении ведутся с менеджментом «Аэрофлота», указывает собеседник «Ведомостей».

Еще несколько месяцев назад казалось, что «Аэрофлот» не будет отвечать по долгам «Владивосток-авиа», а просто заберет у нее самый главный актив – маршрутную сеть. Возможно, на изменении позиции менеджмента авиакомпании сказалось несколько факторов, считает аналитик Raiffeisenbank Константин Юминов. Банкротство перевозчиков привело бы к потере парка (у «Владивосток-авиа» в лизинге шесть Ту-204, семь Airbus 320 и три Airbus 330, а у «России» – девять Airbus 319, шесть Airbus 320, пять Boeing 737, три Boeing 767 и шесть Ан-148), а самолетов самого «Аэрофлота» для обеспечения потребностей двух больших регионов (Санкт-Петербурга и Владивостока) вряд ли хватило бы. С другой стороны, «Аэрофлот» рисковал бы создать социальную напряженность в этих регионах, ведь тысячи людей потеряли бы свои рабочие места. Такого не делал даже такой агрессивный игрок, как Lufthansa при покупке bmi или Austrian Airlines.