«Газпром» продолжает "разделять и властвовать" в Европе

«Газпром» верен старым принципам: разные отношения со странами-клиентами – разные цены на газ. Впрочем, одна закономерность имеется. Кто судился, а не пытался договориться, получал сырье дороже
Д.Гришкин/ Ведомости

«Газпром» работает от рынка. В центре нашего внимания – потребитель, его текущие и долгосрочные планы по использованию топливных ресурсов» – это цитата из совместного обращения председателя правления «Газпрома» Алексея Миллера и председателя совета директоров Виктора Зубкова, которое опубликовано в материалах к предстоящему собранию акционеров концерна.

Представители «Газпрома» не устают повторять, что экспортные цены компании зависят исключительно от рыночных условий: котировок на нефть, топливного баланса стран-клиентов, объема закупок и транспортного плеча.

Но в 2011 г. цены росли быстрее для тех клиентов, кто предпочитал переговорам арбитражные разбирательства с «Газпромом», гласит опубликованный в пятницу обзор «Интерфакса». А самым мягким был рост цены для будущих партнеров по мегапроекту «Южный поток». Верность этих цифр «Ведомостям» подтвердил сотрудник группы «Газпром». Представитель компании комментировать их отказался.

Разные клиенты

В 2011 г. самый высокий рост цен пришелся на Германию, гласят данные «Интерфакса» (см. таблицу). Крупнейший импортер этой страны – E.On Ruhrgas – сейчас ведет арбитражную тяжбу с «Газпромом» на 1,5 млрд евро о пересмотре условий контракта.

В ФРГ есть и другой крупный клиент – Wingas. Но эта компания торгует газом через сбытовые СП с «Газпромом». Поэтому Wingas «отличается от всех остальных клиентов» и «мы никогда не пойдем в арбитраж против «Газпрома», говорил прошлой осенью в интервью «Ведомостям» Райнер Зеле, предправления материнской компании Wingas – Wintershall.

Еще один спорщик – польский монополист PGNiG – имел самую высокую цену в первой пятерке европейских клиентов «Газпрома». PGNiG обратилась в арбитраж в ноябре 2011 г., прося поставлять ей часть газа по биржевым ценам – по аналогии с западноевропейскими клиентами «Газпрома». Но компромисса до сих пор нет.

Больше всех с динамикой цен повезло Словакии. Для нее единственной из всех зарубежных клиентов «Газпрома» стоимость сырья снизилась. Два года назад словацкий монополист SPP пробовал судиться с «Газпромом» (по поводу убытков от транзитного кризиса 2009 г.), но быстро отозвал иск и с тех пор решал вопросы за столом переговоров, напоминает «Интерфакс».

Вопросы собственности

Не так быстро росли цены и для будущих партнеров «Газпрома» по проекту «Южный поток» – Турции, Венгрии и Греции.

Уступки для турецкой Botas стали «ключевыми», чтобы страна выдала разрешение на прокладку газопровода в территориальных водах Черного моря, заявил «Интерфаксу» источник в «Газпроме». О том, что это применимо и к Греции, недавно обмолвился Миллер.

На днях появилась информация, что у греческой DEPA могут быть проблемы с оплатой российского газа. На вопрос, будет ли «Газпром» идти на уступки, Миллер ответил, что все будет зависеть от сроков принятия решений по «Южному потоку» со стороны нового правительства страны. А также от сроков проведения приватизации DEPA, в которой «Газпром» собрался поучаствовать.

До сих пор вопрос доступа к местным активам играл решающую роль в ценах «Газпрома» для стран бывшего СССР. Так, Белоруссия в 2012–2014 гг. будет платить за российский газ не больше $180, что в 1,5 раза меньше прошлогоднего. «Газпром» согласился на такие условия после того, как Белоруссия полностью уступила ему местную газотранспортную систему.

Те же условия «Газпром» предлагал и Украине – снижение цен в обмен на долю в местной газотранспортной системе и доступ к украинским потребителям.

Но Киев пока не соглашается. В итоге Украина платит самую высокую в мире цену за газ, возмущался в январе президент страны Виктор Янукович.

Цена, конечно, не самая высокая в мире: по итогам 2011 г. она составила порядка $309, а без учета «харьковской» скидки (снижение цены за счет льготной пошлины по соглашению о Черноморском флоте от апреля 2010 г.) получилось бы $409. Как минимум у пяти клиентов «Газпрома» – Македонии, Боснии и Герцеговины, Польши, Чехии и Греции – цена была выше этого уровня. Но с учетом масштабов Украина теперь второй по доходности рынок для «Газпрома» после Германии.

Киев пытается найти альтернативы «Газпрому». Уже есть соглашение с германской RWE, чешская «дочка» которой также подала в арбитраж на российский концерн.

Чем закончится спор с соседями, пока не ясно. А вот в Евросоюзе «Газпром» со своей политикой все же очень рискует, отмечает директор East European Gas Analysis Михаил Корчемкин.

Если бы на месте «Газпрома» был любой другой европейский концерн, он не стал бы так делать как минимум из-за жесткого антимонопольного законодательства ЕС и многомиллионных штрафов за сговор и раздел рынка, рассуждает эксперт. В прошлом году Еврокомиссия уже провела обыски в офисах европейских клиентов «Газпрома», чтобы изучить их контракты с концерном. Расследование не закончено. Это может занять около трех лет, отмечает Корчемкин, но риск штрафов для «Газпрома» существует.